Статьи и эссе

Молодой, сильный и современный

Манипулирование художественной культурой через подчинение ее творцов власти известно в истории человечества давно. Двадцатое столетие с его чрезмерной заполитизированостью создало для этого максимальные возможности.

Художественную культуру, в определенной мере, контролирует любой режим. Повсеместно выработанные методы поощрения одних лиц творческих профессий и ограничения или запрет работать — других. Но тотальный контроль применяют лишь авторитарные режимы, которые сковывают гражданское общество (частью которого являются свободные союзы творческих работников) диктатом государства. Именно такими были 70-е годы минувшего столетия, когда пришлось творить знаменитому украинскому композитору Владимиру Ивасюку.

О таких, как Владимир Ивасюк, говорят: они грешны первородным грехом таланта. И это стало первой «виной» творца перед обществом, в котором он вырастал и создавал.

…Он имел еще один «грех» перед системой 70-х, которая нивелировала, ломала, уничтожала любую личность, — он создавал лицо украинской культуры, которая может сделать честь любой цивилизованной нации. Своим гениальным творчеством он поднимал дух нашего народа, опровергал утверждения о его неполноценности.

События 70-х в Украине, которые можно квалифицировать как настоящий идеологический и политический погром, стали этапной вехой в отношениях власти и интеллигенции. Позиции обеих сторон стали более выразительными. Власти требовали полной покорности, уже достаточно им было шестидесятников, и не разрешала «никаких идейных колебаний». Под вывеской борьбы с «буржуазным национализмом» разворачивалась русификация, приобретающая все более агрессивную и жестокую форму. Уровень духовной несвободы все возрастал, соответственно расширились масштабы и всеобщность контроля КГБ над каждой сферой общественной жизни. Большинство интеллигенции реагировала на эти изменения довольно индифферентно. Часть ее была недовольна, однако боялась выражать свои чувства открыто, так как даже наименьшие проявления нелояльности в узком кругу знакомых могли обернуться потерей свободы, сломанной судьбой. В этих условиях на сопротивление решались или те, кому власть и собственная совесть не оставляли места для компромисса, или те, кто понял, что не сможет молчать и оставаться без действия в любых обстоятельствах.

Немало настоящих художественных достояний подвергалось несправедливой критике, безосновательным обвинениям в отступлениях от «классовых позиций» и «идеализировании национального прошлого».

Усиливаются репрессии против представителей украинской культуры и литературы. Организованная кампания травли не давала возможности ни печататься, ни даже работать Лине Костенко, Василию Стусу, Евгению Сверстюку, Юрию Бадзё, Василию Симоненко, Алле Горской… Имели место репрессивные действия к тем, кто не мирился с такой «свободой» и «ленинской национальной политикой», кто отстаивал право украинского народа на свой язык, культуру, государственность. За решеткой концентрационных лагерей оказалась целая плеяда представителей украинской национальной культуры.

О той поре, родившей поколения шестидесятников, ярко сказал Николай Винграновский: “«Наша юность и молодость, наша тогдашняя молодая жизнь имела двойную суть: одну — официальную, казенную, для учителей и оценок в школе, а другую — вне школы, там, где была жизнь настоящая, жизнь реальная. Когда эта двойственность была осознана, произошел бунт: поднялась наша настоящая сущность и отвергла ту официальную, фальшивую. С этого бунта и началось «шестидесятничество».”

А с творчества шестидесятников — культурно-национальное пробуждение Украины.

Такими были «сопроводительные» признаки художественного и литературного процесса конца 60-х — 70-х лет, когда творил свои самобытные песни наш земляк Владимир Ивасюк.

«Однажды на улице я услышал песню, ее пели солдаты. Это было так неожиданно, что невольно пошел за строем. Честно говоря, стало немного грустно. Почему? Наверное, оттого, что песня уже не принадлежала мне. Знаете, это чувство тяжело передать словами. Правда, сразу подумал: разве можно держать птицу в клетке? Ей нужно пространство. Для полета». Перечитав эти слова Владимира, в самом деле, загрустишь. Почему? Не оттого ли, что песня Володи уже давно не принадлежит ему… Тем не менее, сам Владимир Ивасюк, несмотря на постоянные старания вычеркнуть его из нашего сознания, все-таки принадлежал и принадлежит нам… С того времени, как прозвучали его первые песни, он остался навсегда в Украине, в музыкальном мире. Его имя и творчество замалчивали, но не забывали.

Владимир Ивасюк родился на Буковине в Кицмане, жил в имении, где когда-то жил и создавал украинский композитор, поэт и драматург Сидор Воробкевич. Юноша, по примеру отца, филолога и писателя Михаила Ивасюка, начал рано интересоваться фольклором, старательно записывал песни, поговорки, баллады, сказки. Вместе с тем сочинял стихи, а со временем, когда уже учился в музыкальной школе, нашел в лице преподавателя Юрия Визнюка не только талантливого педагога, а и щедрого советника. Поощрив ученика к созданию мелодий, учитель не выпускал его из поля зрения все годы, которые судилось прожить композитору. Юрий Николаевич благословлял и первые произведения восемнадцатилетнего юноши — «Колыбельную для Оксаночки», «Я пойду в далекие горы», «Шляпа».

Его можно назвать ровесником ливерпульской четверки, олицетворявшей музыкальный расцвет последней трети минувшего столетия, — ансамбля «Битлз», поэтому, как и большинство молодежи 60-х годов, воспринял новейшие музыкальные формы. Будучи натурой неординарной, с ярко выраженной национальной принадлежностью, Ивасюк и музыку «Битлз» осмыслил творчески, на украинском грунте, положив начало новой молодежной эстраде в республике.

Но украинские вокально-инструментальные ансамбли тогда только зарождались. Один из них — любительский коллектив выжницкого дома культуры «Смеричка», созданный великим энтузиастом эстрады, ныне народным артистом Украины, Левком Дутковским и стал для Владимира Ивасюка творческой лабораторией. В одном из своих выступлений в печати Владимир, в частности, отмечал: «Своеобразный стиль исполнения и талантливая трактовка фольклора пленили меня, когда я услышал ансамбль на сцене. В «Смеричку» я принес свои первые песни».

Это были незабываемые «Червона рута» и «Водограй». «Червона рута» впервые была исполнена Володей Ивасюком и Еленой Кузнецовой в сопровождении ансамбля «Смеричка».

К сожалению, творчество композитора не нашло надлежащей поддержки ни в Союзе композиторов Украины, ни в кабинетах чиновников от культуры. Какова же причина этого? Во-первых, в семидесятые года такое искусство отбрасывалось, так как считали, что оно пришло к нам с Запада, а во-вторых, что в Союзе композиторов УССР и кабинетах Министерства культуры сидели консервативные специалисты — люди старшего возраста, которые не способны были оценить новое художественное явление.

Молодежь стремилась к новизне. И она пришла в мир песнями Владимира Ивасюка. Модерными, с глубоким национальным корнем.

«Червона рута» была признана лучшей песней 1971-го, а «Водограй» — 1972 года. Это было чрезвычайное достижение, такого раньше не случалось — произведение самодеятельного композитора стал победителем всесоюзного телевизионного смотра повторно.

При Черновицкой филармонии создается вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута» под руководством молодого, способного организатора и музыканта Анатолия Евдокименко, солистка — уже популярная тогда в Украине певица София Ротару. «Этот ансамбль, как и «Смеричка», стал родным для Володи, — вспоминал отец композитора, известный украинский писатель Михаил Ивасюк. — Взаимоотношения тут были чистыми, преисполненными благородства, что не так часто бывает в литературно-художественной среде. Творческое сотрудничество сына с коллективом «Червоной руты» и его звездой Софией Ротару окрыляла его, вдохновляла. Эти взаимоотношения — яркое свидетельство того, каких успехов можно достичь в искусстве, если избавиться интриг, зависти, недоброжелательности. И лишь творить».

В предисловии к третьему, самому полному, сборнику песен Владимира Ивасюка, изданному посмертно, София Ротару писала: «Молодой творец был любимцем своего поколения. В произведениях композитора раздавалась музыка, рожденная величием нашей поры, красотой людей, обворожительностью дубрав и синих гор, которые вдохновляли его впечатлительное сердце. Творческое общение с Владимиром Ивасюком было праздником для исполнителей его песен. И я испытала этот праздник».

В 1972 году Владимиру предложили вступить на композиторское отделение консерватории им. Николая Лысенко в Львове. Он принимает предложение и переезжает в Львов. Годы, прожитые в Львове, были одновременно величественными и драматически-трагическими. Тогда Владимир создал свыше семидесяти песен, значительное количество инструментальных пьес, маленьких и больших форм. На стихи местных поэтов Ростислава Братуня, Романа Кудлика, Богдана Стельмаха: также преисполненную драматизма «Юношескую балладу» и «Балладу о Викторе Хара», лирическую «Пригласи меня в сны», патриотическую «Огни Львова». В часности, за «Балладу о Викторе Хара» он получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов.

Казалось бы, все хорошо, жизнь безоблачна, ведь композитор получил популярность. Но печаль не оставляла Владимира. Тогда он был поражен, что на концерт «Смерички», которая исполняла произведения В. Ивасюка отказался прийти композитор, его руководитель на подготовительном курсе в консерватории Анатолий Кос-Анатольский. Для юноши это означало: музыкальная элита Львова не спешила поддержать самородка из Буковины. А он же, Анатолий Кос-Анатольский олицетворял для студента консерватории официоз. И тогда Владимир осознал, что правящий клан музыкального Львова не признает его как композитора заслуживающего внимания…

В 1979 году Владимира Ивасюка выдвинули на получение престижного в то время знака отличия для молодых творцов — республиканской комсомольской премии им. Н. Островского. Тем не менее, как отмечал сам Владимир: «я все оформил, но документы не передали в Киев. Кому-то, наверное, поперек горла стоят мои песни…»

По мнению отца, приложили к этому руки высокопоставленные чиновники тогдашнего Львовского обкома, комсомола и обкома партии. С течением времени даже сам факт выдвижения на соискание премии начали поддавать сомнению. Тем не менее, недавно удалось обнаружить важное свидетельство — экземпляр характеристики на студента композиторского факультета Львовской государственной консерватории В. М. Ивасюка, которую скрепили подписями ректор консерватории З. О. Дашак, секретарь партбюро Л. Т. Мельничук и секретарь комитета комсомола С. С. Холщеватская. Приведем некоторые выдержки из этого документа:

«Владимир Ивасюк — лауреат всесоюзных телевизионных конкурсов «Песня–71» и «Песня–72». Его музыкальные произведения разных жанров с успехом исполнялись в Киеве на IV пленуме Союза композиторов Украины, посвященном творчеству молодых (1976 год), на пленуме Львовского отделения Союза композиторов в 1977 году, на пленуме Союза композиторов Украины, посвященному 60-летию ВЛКСМ и творчеству молодых в 1978 году. В ноябре 1978 года стал лауреатом на Всесоюзном осмотре-конкурсе молодых композиторов в Москве.

Владимир Ивасюк активно участвует в общественной жизни консерватории и города Львова. В 1974 году комсомолец В. Ивасюк был делегатом XXII съезда ЛКСМ Украины.

В коллективе консерватории, в среде музыкальной общественности города Львова В. Ивасюк пользуется авторитетом.

Один из популярнейших композиторов-песенников Украины, Владимир Ивасюк своим творчеством делает значительный вклад в коммунистическое воспитание советской молодежи и является достойным кандидатом на получение республиканской премии им. Н. Островского».

Эта премия нашла Владимира Ивасюка лишь через десять лет после его смерти.

Признание — не подтвержденное гербовыми печатями, а настоящее, всенародное пришло к Владимиру еще в начале его творческого взлета и сопровождало на протяжении его короткой жизни.

Песня из Буковины беспрепятственно одолевала межнациональные и межгосударственные барьеры и быстро приобретала приверженцев даже за океаном. В конце 80-х годов Михаил Григорьевич Ивасюк получил бандероль с письмом: «С удовольствие высылаем экземпляр второго тома сборника песен Вашего сына В. Ивасюка, который вышел в издательстве «Дума мьюзик» в обработке Олеся Кузишина».

Солидное нью-йоркское издание запланировало шесть выпусков со свыше шестьюдесятью популярнейшими песнями Ивасюка.

Володины песни рождались спонтанно, иногда в самых неожиданных местах. Поэтому композитор постоянно носил с собой портфель с черновиками произведений, над которыми работал. Известно, что последние дни его жизни были заняты активной работой: и над партитурой кантаты «Чувство единой семьи» на заказ Министерства культуры УССР, и над оперой «Дарина» на историческую тематику, и над песней на слова львовского поэта Василия Мартынова, и над романсами. Среди всего этого духовного сокровища уцелела лишь часть кантаты — «Встречайте меня» на слова Р. Братуня, либретто на стихе П. Тычины, М. Рыльского. Остальные черновики произведений бесследно исчезли, так как найденный после трагической смерти Владимира его портфель оказался пустым…

Трагическая гибель… Запрет и старание сделать все для того, чтобы его имя и произведения отошли в забвение. Из обкомовских кабинетов Буковины поступает указание ни в коем случае не разрешать печатать в газетах сочувствие семье Владимира, его отцу, известному украинскому писателю, постоянному автору периодических изданий Буковины. А вместо того, какими грязными инсинуациями, касающимися молодого композитора, запестрели страницы некоторых газет и журналов.

Не смогли, не уничтожили…

Щедрость своей богатой любови к людям души Владимир Ивасюк продемонстрировал сполна. И сколько еще было бы творческих взлетов, если бы жил! Ведь жил с благородным девизом «Все остается людям».

Сегодня часто звучит песня «Из голоса скрипки» или «Соло для Владимира Ивасюка» (слова В. Вознюка, музыка М. Гаденко). Впервые ее исполнила Алла Кобилянская. Песня о том, что музыка вечно жива, а вместе с ней жив и Владимир Ивасюк. Молодой, сильный и современный.

Тамара Марусик

Книга «Владимир Ивасюк. Жизнь — как песня»

2003