Статьи и эссе

Оборванная струна

Имя Владимира Ивасюка, овеянное легендой при жизни, остается загадкой по сей день. Правда, не очень спешат у нас ее разгадать.

Пожалуй, первой серьезной попыткой пролить свет на жизнь, творчество и смерть одного из основоположников украинской эстрады стал документальный фильм «Владимир Ивасюк. Жизнь моя — оборванная струна…», снятый телекомпанией «Степ». Его премьерные показы прошли в Черновцах (4 марта, в день рождения композитора), а позднее — во Львове и Киеве. Увидели его и телезрители канала УТ–1.

На презентации в столичном Доме кино присутствовала съемочная группа, напряженно трудившаяся в течение четырех месяцев. В ее составе — сценарист Тарас Ткаченко, режиссер Сергей Сотниченко, оператор Виталий Сулима, композитор Александр Салов, монтажер Максим Палагний.

Авторам удалось создать действительно яркий фильм — и визуально, и с точки зрения содержания. Видим освещенные солнцем и пасмурные улицы Черновцов, Львова, Вижницы, Кицманя (городов, в которых Ивасюк жил, учился, работал), и густой буковый лес в Брюховичах, где было найдено тело композитора. Цветные кадры чередуются с черно-белыми. Вот на всесоюзном телефестивале «Песня–71» Владимир Ивасюк поет вместе с Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком «Червоную руту», ставшую лауреатом конкурса. Вот София Ротару на фестивале в Сопоте в 1977 году исполняет песню Ивасюка «У судьбы своя весна», принесшую артистке победу. В картину включены фрагменты известных музыкальных фильмов режиссера Романа Олексива. Есть здесь и кадры советской кинохроники: 1940 год, «ликование» буковинских трудящихся по случаю вхождения в состав «великого и могучего Советского Союза». А вот «обратную сторону медали», которую сполна познали буковинцы, в том числе и интеллигенты Ивасюки, на пленку, естественно, не зафиксировали.

Присутствие этой темы в фильме неслучайно: хоть Владимир Ивасюк и принадлежит к послевоенному поколению, его судьбу создатели картины рассматривают в контексте времени, места рождения и семьи. О закономерности появления такой личности именно на Буковине, а не, скажем, в Киеве говорит с экрана поэт-песенник Юрий Рыбчинский, объясняя это богатством культуры, близостью к Европе многонационального края и поздней его советизацией. Кроме Юрия Евгеньевича, воспоминаниями о композиторе и музыканте, размышлениями о разных событиях его жизни делятся со зрителями композиторы Александр Злотник и Кирилл Стеценко, поэты Роман Кудлик, Богдан Стельмах, Ростислав Братунь, сестры Владимира Ивасюка — Галина и Оксана, брат Анатолий, однокурсница по Львовскому мединституту Мария Соколовская… Некоторые из них продолжили свои монологи на презентации фильма в Доме кино. Надо сказать, что в картине Владимир Ивасюк не представлен канонизированным героем (как у нас это часто случается) — перед нами человек с присущими ему сильными чертами и слабостями.

Была ли смерть Ивасюка самоубийством, и если нет, кто в ней виноват? На эти два вопроса пытаются ответить авторы фильма и их собеседники. «Нет, такой жизнелюб, как Володя, не мог так поступить!» — утверждает Мария Соколовская. Ей вторят и другие знавшие композитора люди. Высказываются предположения — убийство, доведение до самоубийства (что в сущности одно и то же). Ответ на второй вопрос дать еще сложнее. Персонифицировать виновного пока не сумели. Или не захотели. Владимира Ивасюка погубили зависть и наше украинское неумение лелеять таланты. Таково мнение Юрия Рыбчинского. «Можно все свалить на тоталитарный строй и его представителей, на Москву, но не уберегли его мы, — с горечью говорит поэт, — а сейчас в который раз уничтожаем все сделанное Ивасюком, посылая Сердючку на Евровидение».

Печальный закат яркой жизни? Исчезновение композитора и обнаружение его тела — повешенного, но без следов петли. Попытка львовских властей, ставших вдруг верующими, помешать похоронить самоубийцу на Лычаковском кладбище. И, наконец, содержание материалов по делу Ивасюка (до сих пор!) в Генеральной прокуратуре под грифом «секретно». Преступления разной «степени тяжести», но какой одинаковый почерк.

Татьяна Кроп

Газета «Киевские ведомости»

2007