Статьи и эссе

Песня будет среди нас. София Ротару и Владимир Ивасюк: «двое популярных»

На днях София Ротару будет отмечать юбилей. СМИ пестрят сообщениями о важных персонах, собирающихся поздравить выдающуюся певицу. Но есть в жизни и творчестве Софии Михайловны фигура, ставшая знаковой на ее пути. Это Владимир Ивасюк. Его песни имели не просто особое, а решающее значение для репертуара Ротару. Собственно, с ними она и вышла на большую эстраду. Оглядываясь назад, можно сказать, что никто из композиторов так не прочувствовал душу певицы, как прочувствовал ее Ивасюк. «У судьбы своя весна», «Два перстня», «Водограй», «Червона рута», «Песня будет среди нас», «Только раз цветет любовь» — эти композиции волнуют слушателя и по сей день. Хотя, к сожалению, и не часто звучат в современном репертуаре Софии Михайловны.

«Пойди и скажи ей по-молдавски…»

С Софией Ротару

22 августа 1974 года. Международный фестиваль песни в Сопоте. Знаменитая Лесная опера. В буковинском народном костюме на сцену выходит молодая украинская певица София Ротару. Оркестр Лодзинского радио и телевидения прекрасно аккомпанирует, а сама певица выглядит эффектно и поет «Водограй» Владимира Ивасюка. Заканчивается песня, и в огромном зале долго не стихают аплодисменты многонациональной публики. Месяц спустя польский журнал «Приязнь» посвятит композитору и исполнительнице пространную статью, в которой назовет их «двое популярных». В это же время Ивасюк признается корреспонденту журнала: «Когда напишу песню, София всегда исполнит ее так, как я задумал, как нужно ее исполнять».

Тандем Ивасюк — Ротару и в самом деле уникален. Неповторим. «Не знаю, как сложилась бы моя творческая судьба, не встреть я Владимира Ивасюка», — призналась однажды певица.

Ивасюк неоднократно был откровенен: «Когда работа над песней завершена, возникает вопрос о ее исполнении. Но бывает так, что с самого начала ты уже знаешь, к кому обратишься после написания песни. Так у меня было много раз с Софией Ротару. Меня просто поражают ее необыкновенные музыкальные способности».

А началось все еще в конце шестидесятых годов прошлого века. Именно тогда, в 1968-м, 19-летний Ивасюк впервые услышал Софию — на одном из концертов в Черновицком драмтеатре им. О. Кобылянской. В то время она работала преподавателем Черновицкого культурно-просветительского училища и выступала на концертах, в основном посвященных памятным историко-революционным датам. В тот день Владимир сидел в драмтеатре вместе с отцом, писателем Михаилом Ивасюком, и известным молдавским поэтом Василем Левицким. А Ротару исполняла песню «Степом, степом». И от ее потрясающего выступления зал затаил дыхание. В книге «Монолог перед лицом сына» Михаил Ивасюк подробно описал этот эпизод:

«Когда песня стихает, Володя наклоняется ко мене с пылающим от возбуждения лицом и говорит вполголоса:

— Такой интерпретации я еще не слышал! Просто забываю о мелодии и словах, вижу только душу Софии Ротару, такую же загадочную, взволнованную и прекрасную, как и эта песня.

— Я тоже впервые слушаю эту девушку. О ней хорошо отзываются.

Улыбаясь, говорит:

— Пойди и скажи ей по-молдавски, что она может стать знаменитой певицей.

Василь Левицкий слышит весь наш разговор и бросает Володе с лукавинкой в глазах:

— Она хорошо знает украинский и русский языки. Лучше сам подойди к ней, Володя. Разглядишь и ее красоту…»

Отец не помнит, подошел ли тогда сын к Софии. Но творческое сотрудничество Ивасюка и Ротару — лучшего композитора Украины и лучшей певицы Украины, как назвал их кто-то впоследствии, — началось не сразу после этого события, а позже — несколько лет спустя. Дело в том, что сама София Михайловна считала себя аматором, исполнительницей молдавских песен. Чтобы понять, какую роль играла в жизни девушки именно народная песня, вспомним несколько моментов из биографии Софии Ротару.

Героиня Ротару была влюблена в донецкого шахтера

Она родилась в селе Маршинцы Новоселицкого района Черновицкой области, в семье, где народную песню особо чтили.

— Наш отец, Михаил Федорович, очень красиво пел, знал много молдавских народных песен, — рассказывает Лидия Ротару-Хлябич, одна из младших сестер певицы, бывшая солистка ВИА «Черемош». — А многим народным песням, как молдавским, так и российским, нас с Соней научила старшая сестра Зина. В детстве она ослепла, но замечательно пела, имела тончайший слух. Целыми днями Зина сидела возле радио и запоминала все на слух. Потом учила этим песням нас, и по вечерам пели втроем. Естественно, мы выросли на народных произведениях.

Народные песни София Ротару пела и в школе. А когда в 1962 году победила в районном конкурсе художественной самодеятельности, земляки назвали ее буковинским соловушкой. Через год — победа на областном смотре художественной самодеятельности, а в 1964-м — и на республиканском фестивале народных талантов. В 1968 году девушка получила золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (Болгария), где блестяще исполнила украинскую народную песню «На камне стою» и молдавскую «Чобенаш».

Кроме баяна, скрипки и цимбал, София не представляла иных инструментов для аккомпанемента. Неудивительно, что когда Анатолий Евдокименко предложил ей стать солисткой ЭМО (Эстрадного молодежного оркестра Черновицкого университета), где он был трубачом, она сперва колебалась. И даже когда, наконец, поддалась на уговоры Анатолия, поначалу для Ротару подбирали украинские и молдавские народные песни. Песню Броневицкого «Мама» она запела с ЭМО не сразу.

В одном из своих интервью, в 1979 году, певица рассказывала:

«Я воспитана на народных песнях, в них — мои корни. А тут вдруг потянуло на эстраду. Я боялась, три года чего-то ждала. И вот он появился, мой композитор Владимир Ивасюк с «Червоной рутой». В своих эстрадных песнях он сохранил народный колорит… И тогда я решилась, в песнях Ивасюка, кажется, я нашла себя, свою интонацию».

Произведения Ивасюка легли в основу первого репертуара Софии Ротару. «Червона рута», «Водограй», «Два перстня», «У судьбы своя весна», «Оставленные цветы», «Песня будет среди нас», «Только раз цветет любовь», «Я — твое крыло», «Кленовый огонь», «Баллада о мальвах». Многие из этих произведений трудны для исполнения. Не каждому вокалисту они по силам. Неудивительно, что современные певцы не часто решаются спеть, скажем, «Кленовый огонь», «Балладу о мальвах».

— Активное творческое сотрудничество с Ивасюком началось у Ротару в 1971 году, сразу после съемок музыкального фильма «Червона рута», — рассказывает основатель «Смерички», друг Владимира Ивасюка, народный артист Украины Левко Дутковский. — Софию пригласили на главную роль — карпатской девушки Оксаны. А ее любимого — донецкого шахтера — играл солист «Смерички» Василий Зинкевич. В фильме Соня исполняла три песни — «Нарисуй мне ночь» Скорика, мою «В Карпатах ходит осень». Специально для нее поэт Роман Кудлик написал украинский текст известной итальянской песни «Сизокрылая птица». Володя Ивасюк тоже присутствовал на съемках. Помнится, был август. И мы все дружно, по окончании работы, праздновали день рождения Софии и моей жены Аллы — художника-модельера, автора первых сценических костюмов Софии Ротару. Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, София Ротару с Анатолием Евдокименко — мы тогда были молоды и не думали о славе. Композитор Ивасюк и певица Ротару — это тот самый случай, когда встречаются двое профессионалов. Ведь если есть хороший и талантливый певец, то и композитор возле него «звучит». По приглашению Володи я был в Киеве на записи пластинки Софии Ротару с песнями Ивасюка. Соня чрезвычайно требовательна к работе в студии. И в целом очень требовательна к себе как к певице.

«Не могу петь все подряд…»

София Ротару

Сразу после съемок в фильме София Ротару начала работать при Черновицкой областной филармонии. Аккомпанировал ей новообразованный ансамбль «Червона рута», которым руководил муж певицы Анатолий Евдокименко. Начались концерты и гастроли. Популярность певицы подтолкнула режиссера Виктора Стороженко в 1975 году снять музыкальный фильм «Песня всегда с нами», полностью посвященный Ротару.

Киноленту снимали в горах, на Путивльщине. Из множества песен, исполняемых певицей, шесть принадлежали перу Владимира Ивасюка. А вскоре артистка уже записала свою знаменитую пластинку — «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару». Собственно, песни Ивасюка есть на многих пластинках и дисках Ротару. Следует отметить, что за два года до трагической гибели композитора, в 1977 году, певицу будет ждать еще один триумф в Сопоте — первое место с песней Владимира Ивасюка на слова Юрия Рыбчинского «У судьбы своя весна».

Уже после смерти композитора Ротару пела песни разных композиторов — от Евгения Мартынова и Владимира Матецкого до Руслана Квинты. Но, к сожалению, София Михайловна так и не нашла «второго Ивасюка» — композитора, который создал бы для нее украиноязычный репертуар. Своей требовательности и разборчивости в выборе репертуара она не скрывает: «Слушатель требует хорошей песни. Он ее и примет, и поймет. Надо искать!.. Я, допустим, не могу петь все подряд. Весьма признательна многим композиторам за творческую дружбу, а Владимиру Ивасюку — в особенности. Он очень многое доверил мне…»

Наталья Фещук

Газета «Зеркало недели» №28

2007