Статьи и эссе

Я еще не все тебе сказал…

В начале 70-х годов прошлого столетия, после невероятного успеха песни «Червона рута», в ее автора заочно влюбились сотни поклонниц со всего бывшего Союза. Отовсюду ему присылали письма, иногда просто с пометкой: город Черновцы, Владимиру Ивасюку. Красивый, благородный, воспитанный, — он не мог не впечатлить! Не одна девушка мечтала о таком парне с голубыми глазами… В Ивасюка влюблялись, влюблялся и он. И то, что в жизни выдающегося украинского композитора была любовь — светлая и чистая, — можем истинно утверждать, слушая его песни. Ведь такие произведения, как «Червона рута», «Я пойду в далекие горы», «Эхо твоих шагов», «У судьбы своя весна», «Два перстня», «Я еще не все тебе сказал», «Мир без тебя», «Золотоволоска», «Только раз цветет любовь» не могли быть написаны человеком с равнодушным сердцем…

— Все посетители нашего музея, прежде всего, спрашивают, в кого был влюблен Ивасюк и почему он не женился, — рассказывает Прасковья Нечаева, директор Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка. — И это не удивительно, так как личная жизнь выдающегося творца всегда интересовала людей. Думаю, что все, кто когда-нибудь просматривал фотографии Володи, отмечали, что он был очень красивым. Невысокого роста, русый, голубоглазый — своей внешностью Ивасюк оказывал на женщин неизгладимое впечатление. Поэт Степан Пушик рассказывал, что, когда молодой композитор приезжал к нему в гости, соседки одна за другой прибегали что-нибудь одолжить. А потом говорили: «У твоего друга ТАКИЕ глаза, что в них можно утопиться…» А еще привлекали сияние его души и положительная энергетика. Писательница и журналистка Галина Тарасюк вспоминает, что, когда пришла в мединститут, чтобы познакомиться с автором «Червоной руты» и написать о нем статью (до этого она не видела композитора), среди 150 студентов, которые выходили из аудитории, сразу выделила Ивасюка.

Друзья Владимира Ивасюка

Первой любовью композитора была Людмила Шкуркина. Она, как и Володя Ивасюк, жила в Кицмане. Вместе они ходили в музыкальную школу, а еще Людмила была солисткой ансамбля «Буковинка», созданном будущим композитором. Детская дружба переросла в любовь. И хотя со временем их дороги разошлись — Шкуркина вступила в Киевский театральный институт, Ивасюки переехали в Черновцы, — теплые приятные отношения они поддерживали всегда. Да и замуж Людмила вышла уже после смерти композитора. Сохранилось много фотографий девушки, которые сделал сам Ивасюк. Сегодня Людмила Шкуркина — заслуженная артистка Украины, живет и работает в Севастополе.

Автограф Ивасюка Марии Соколовской

Свою студенческую любовь Ивасюк встретил в стенах Черновицкого мединститута. Мария Соколовская училась в одной группе с Володей и выступала с ним в институтском ансамбле. На курсе почти все знали, что Ивасюк был в нее влюблен и что «Червона рута» посвящалась именно Марии. Конечно, документального подтверждения последнему нет, но, как вспоминает Соколовская, первый вариант песни он показал ей еще в 1968 году (произведение было завершено в 1970-м). Поэтому, весьма вероятно, что именно эта девушка вдохновила Ивасюка на «Червону руту». Сразу после того, как песня прозвучала, композитор переписал слова «Руты» в тетрадь и добавил: «Мусе от Володи». А не так давно одна французская делегация за этот автограф предлагала Марии три тысячи долларов. Вот что рассказывает сегодня Мария Соколовская:

С Марией Соколовской

«Молодость сама по себе прекрасна, но несравнимая ни с чем, когда рядом человек, который тебя понимает и поддерживает во всем, зачаровывает своей красотой и умом, дарит тебе нежную игру волшебной скрипки и свои песни. С Володей мы были рядом весь день: утром — занятие, вечером — репетиции ансамбля. Уже позднее мне рассказали, что Ивасюк был влюблен в меня, но сам он никогда не сознавался. Наверное, ему легче было обо всем сказать в песнях. Через много лет я прочитала строки его песни «Элегия для Марии» и только тогда поняла всю глубину его чувств ко мне. (Специалисты утверждают, что указание имен в творчестве Ивасюка — исключение, поэтому эта песня ярко удостоверяет, что девушка по имени Мария оказала на юного композитора чрезвычайно сильное впечатление — он создал и музыку, и слова, — авт.). Меня часто спрашивают, почему мы не поженились. Наверное, не судьба… Но своего старшего сына я назвала в честь Володи. Очень часто мне снится один и тот же сон: Володя в своем синем костюме стоит на какой-то горе, а я иду к нему. А однажды он показался мне на улице… Память об Ивасюке для меня святая…»

13 сентября 1970 года «Червона рута» впервые прозвучала на телевидении. Владимир Ивасюк исполнил ее вместе с Еленой Кузнецовой (сегодня она — преподаватель вокала). Говорят, между ними тоже была симпатия. Сестра Ивасюка Галина так вспоминает запись песни в телестудии: «Они стояли один перед другим и, едва закрыв глаза, пели, словно в каком-то глубоком забвении».

— Среди песен Ивасюка, — отмечает Прасковья Нечаева, — немного произведений, написанных для конкретных женщин. Например, «Песня будет среди нас»Галине Тарасюк. А судя по содержанию «Элегии для Гали», вероятно, что и это произведение могло быть посвящено ей. Ныне Галина Тарасюк работает в газете «Литературная Украина». О своих взаимоотношениях с Ивасюком она писала: «Не знаю, как можно назвать наши отношения с Володей, но это было что-то такое чистое, нежное и красивое, как цвет мака, на который и тень не упала. Больше ничего подобного в моей жизни не было».

Нина Щербакова

Своего адресата имеет и очень популярный ныне хит Ивасюка «Я пойду в далекие горы» — Нину Щербакову. В собственноручно изготовленном альбоме Володя написал песню «Милая моя» (такое первое название) и подарил девушке. (Нина Щербакова-Гречковская сегодня работает звукорежиссером на Черновицком телевидении). В альбоме Владимир Ивасюк написал: «Эта песня была придумана под влиянием какого-то неясного образа, хотя и ощущал, что этот образ должен существовать в реальности. Во время записи я начал сознавать, что этот туман начал приобретать конкретную формы и превращаться в тебя, Нина. Я понял, что песня эта написанная словно под твоим влиянием и по праву должна быть и твоей. И это ничего, что сейчас не весна, а осень, что цветов уже мало. Я не хочу повторяться вне текста. Но голубой мир все же остается в моих глазах, а в руках — ласка, и я их буду нести к далекому видению, которое стало близким».

— Большинство произведений Ивасюка исполняет София Ротару. Слушателей всегда интересовало: композитора и певицу связывали только творческие отношения? — продолжаю расспрашивать Прасковью Нечаеву.

— Известно, что между ними были сугубо творческие отношения. Когда Ивасюк и Ротару познакомились, София уже была замужем. А впервые композитор услышал Софию Ротару в конце 60-х на одном из черновицких концертов, где она исполняла «Степью, степью» Пашкевича. Творческое сотрудничество между ними началась в 1971 году. Естественно, что Ивасюк всегда выделял Софию, ведь превзойти ее талант и сегодня еще никому не удалось. Однажды во время интервью композитора спросили, для кого он пишет свои песни: «Я просто пишу песню. Но иногда уже в самом начале чувствую, кто будет ее исполнять. Чаще всего это — София Ротару». Более того, певица всегда была для Ивасюка образцом верной жены.

А вообще Володя мечтал иметь такую семью, как у его родителей. Михаил Григорьевич настолько хорошо относился к своей жене, что никогда не называл ее иначе, как «Софиечка» или «Софийка».

— В львовский период в жизни Владимира Ивасюка появилась актриса оперного театра Татьяна Жукова. В книге Ивана Лепши «Жизнь и смерть Владимира Ивасюка» можно прочитать высказывание этой женщины, где она сознается, что любила Володю, и он любил ее. Но из этого же издания становится понятно, что родители Ивасюка почему-то не воспринимали Татьяну…

— Думаю, что это правда. Отец Володи обладал очень развитой интуицией, поэтому что-то чувствовал. У этой женщины были очень большие амбиции. Возможно, она мечтала о славе Софии Ротару, и потому хотела быть ближе к Владимиру. Судя по воспоминаниям львовских друзей Ивасюка, они тоже недолюбливали Татьяну, называли ее «черной феей». И если сразу после смерти Володи она исчезла, то у них, очевидно, были основания именно так думать.

— Кстати, недавно пришлось слышать, будто бы после 26-летнего молчания Жукова где-то «засветилась». А одна из ворожей уже с давних пор твердила, что к смерти Ивасюка причастная женщина…

— Эти предсказания даже были использованы в фильме Владимира Краснодемского о Владимире Ивасюке. А относительно Жуковой… Надеюсь, все же настанет время, когда мы услышим ее признание.

Наталья Фещук

Газета «Черновцы» №6

2005