Книги о Владимире Ивасюке и песенники
Черновицкий областной мемориальный музей Владимира Ивасюка. Путеводитель
Зал №2. Рабочий кабинет Михаила Ивасюка
Владимир Ивасюк родился в семье сугубо филологической: отец — учитель французского языка, мать — преподает русский язык и литературу в Кицманской средней школе. Михаил Ивасюк все ж имеет намного более широкий круг интересов, чем сугубо педагогическая работа в школе. Он мечтает о серьезной литературной деятельности, и по ночам, после подготовки к завтрашним урокам, когда уставшая за день семья засыпает, сосредотачивается на поэтических образах и сюжетах, время от времени отправляя написанное в редакции районной и областной газет. Первый успех приходит к нему в 1957 году, когда в альманахе «Советская Буковина» печатается повесть «Слышишь, брат мой?», которая со времен перерастает в роман «Красные розы», вышедшем в Киеве в издательстве «Молодежь». А всего в заделе писателя Михаила Ивасюка 7 романов, несколько повестей, больше двух десятков чудесных новелл и художественно-документальное произведение «Монолог перед лицом сына». Кроме того, Ивасюк-старший издал книгу поэзий «Элегии для сына», три книги сказок, написал и защитил кандидатскую диссертацию о писателе Сильвестре Яричевском, а на закате жизни много времени и энергии отдал публицистической деятельности, восстановлению в литературе забытых имен.
Экспонаты рабочего кабинета писателя Михаила Ивасюка как раз и рассказывают о неустанном многолетнем труде на ниве родного слова этого талантливого человека.
Высокий стеллаж, состоящий из 24 метровых полок, и ныне заполнен книгами, которые покупал, читал, изучал, исследовал Михаил Ивасюка. Чертеж этого стеллажа сделал Владимир Ивасюк. Когда-то все книги не помещались даже на этих полках — у Ивасюков была одна из лучших на Буковине библиотек. Особенно ценными являются издание произведений Тараса Шевченко 1890 года, учебник «Музыкальная гармония» Сидора Воробкевича 1869 года (на румынском языке), «Словарь иностранных слов» 1909 года — раритетные книги, которых в Украине единицы. Привлекают первые издания произведений украинских писателей, в свое время запрещенные. Это, например, роман «Мальвы» с автографом автора, сборник поэзий Николая Руденко «Вселенная в тебе», старинные издания Воробкевича, Богдана Лепкого — за хранение таких книг в свое время можно было сурово поплатиться.
Отдельный раздел составляют подарки коллег-писателей, а именно книги Ирины Вильде, Романа Андрияшика, Степана Пушика, Дмитрия Павличка, Станислава Тельнюка, Константина Поповича. Отдельно стоит выделить трилогию «Рассветы» Андрея Хименко — черкасского литератора, с которым Ивасюк познакомился в концлагере на Печоре, спасши тому жизнь, и книги Ивана Савича — украинского поэта из Луганщины, также репрессированного сталинским режимом. С ними Михаил Ивасюк дружил свыше полстолетия! Письма от них подтверждают, какой высокой и благородной была эта дружба.
Кстати, именно библиотека больше всего поражает юных посетителей, которым ныне ближе телевизор и компьютер, чем книга. Они удивляются и количеству книг, и тому, что их мог прочитать один человек.
Рабочий стол писателя — это отдельная история: он путешествовал за Ивасюком из Кицманя, с квартиры на квартиру, иногда друзья подшучивали над ним: «Неужели, Михаил Григорьевич, нет денег на новый хороший стол?» Нашел, конечно. Но, как оказалось, за новым столом не так вдохновенно работалось. На столе — ручка, очки, бумага нестандартного размера — именно на такой любил писать Ивасюк. А когда писал, за ним всегда следили глаза его самых дорогих — жены, сына, матери, дочек, брата Ивана, друзей — близких и далеких. Фотографии на стене — это не украшение, это часть духовного мира семьи. Они были в каждой комнате и в основном оформлялись в рамки самим Михаилом Григорьевичем. Те, что были в его кабинете, он называл своим «Иконостасом». В центре — Михаил Ивасюк с мамой. Рядом — портреты сына и жены. Крайняя фотография внизу справа — Владимир Ивасюк на Кавказе. Снимок сделал итальянский альпинист Ренато. Хороший снимок!
Михал Ивасюк в 1958 году записал в своем дневнике: «Я
люблю Шевченко. Если бы Шевченко был жив, я бы топил ему печь, чистил обувь и ежедневно ставил на
стол в вазе цветы, чтобы он только писал свои стихи»
. Культ Шевченко в семье начался с отца Михаила Ивасюка Григория, который умел читать и вечерами брал в руки
«Кобзарь». Со временем один из сыновей, Иван, который выехал в Канаду, работал в тамошнем музее
Шевченко. А все дети Михаила Григорьевича ездили поклониться
Кобзарю в Канев. Владимир Ивасюк там в последний раз был летом 1977 года вместе с матерью. Бюст
поэта, подарочное юбилейное издание «Кобзаря» также в кабинете.
В комнате сохранен прижизненный интерьер, мебель на том самом месте, где и стояла до 1995 года, даже подушки на диване, которые вышивала и подарила папе и брату дочка Галина.
За свою литературную работу Михаил Ивасюк был награжден грамотами, удостоен литературных премий. Эти документы, а также письма, рукописи 30–50 годов — в витринах.