Книги о Владимире Ивасюке и песенники
Черновицкий областной мемориальный музей Владимира Ивасюка. Путеводитель
Зал №3. Комната родителей
В художественно-документальной повести «Монолог перед лицом сына» Михаил Ивасюк довольно просто, даже обыденно рассказывает о том, как семья воспитывала маленького Володю, — чтобы любил родителей, сестер, свой город и чувствовал красоту природы, чтобы любил родной язык и свою родину… Он вобрал в себя все, что ему старались передать родители, бабушка Александра Васильевна, которая для любимого внука выдумывала сказки, учителя, друзья… Отец передал детям семейную историю о том, что Григорий Ивасюк в 1913 году пешком шел из Кицманя в Черновцы — послушать в Народном доме, как Иван Франко будет читать поему «Моисей».
В этой комнате Михаил и София
Ивасюки прожили с 1971 по февраль 1995 года, а в целом их брак насчитывал почти 48 лет совместной
жизни в мире и взаимопонимании, в счастье и великом горе от потери единственного сына. Тут немало
документов, фотографий того периода. Центром экспозиции являются два документа 1947 года —
фотография, сделанная в день свадьбы Софии Карякиной и Михаила Ивасюка и свидетельство о регистрации брака и записка
Софии Ивасюк мужу 1982 года. Он лежал в больнице, а жена пришла его навестить.
Несла передачу — «чего-нибудь вкусненького», а по дороге попались ей парни из Грузии, продающие
мимозу. Мимоза — такая редкость в наших краях! А был день 23 февраля, который считался праздником
советских мужчин. Так, несла и подарок. И, придя в больницу, у кого-то одолжила ручку и добавила к
уже написанному дома: «Михайлик, это цветы мимозы, понюхай: прекрасные, как
ты, нежные. София»
. Прошло 35 лет с того дня, как они поженились, вырастили троих детей,
пережили самую большую потерю в своей жизни. И София Ивановна имела право писать, а Михаил Григорьевич — читать такие прекрасные слова. Они всегда
заботились один о другом и всегда поддерживали авторитет один другого у детей. Вот стихотворение,
которое Михаил Ивасюк подарил сыну на день рождения в 1953 году:
Знай, мама будет всегда молодой, —
Пусть печаль в сердце не вползает, —
Если душа твоя будет такой,
Как мамина слеза.
А рядом — уже для дочки Галинки: «Галочка-Галинка,
девочка-малинка! Расбуди в восемь — папа очень просит! У папы есть работа, есть большое дело,
понятно?»
Как признавалась Галина Михайловна, она помнит и эту
записку, и переживания, чтобы не проспать и разбудить папу.
Вопреки всем планам и собственным амбициям для Михаила Ивасюка центром его вселенной были дети, их здоровье, учеба, отдых. Маленького Володю брал с собой в путешествия по родному краю, вместе с другими родителями добился открытия в Кицмане музыкальной школы, когда же случалась такая неприятность, как отсутствие в магазинах нотных тетрадей, не ленился и не жалел времени (при своей занятости литературой и работой в школах средней и вечерней и местном техникуме) начертить нотный стан и выписать — хорошо, как профессиональный переписыватель! — ноты домашнего задания. Ведь дети начали учиться в музыкальной школе, еще не умея писать! Но, «обеспечивая детей успехом» (выражение М. Ивасюка), был требовательным и принципиальным к детям. Дети отлично учились в обеих школах — об этом свидетельствуют их табели, грамоты, другие награды. Володя был одаренный не только как музыкант, он прекрасно рисовал. К счастью, родители сберегли его детские рисунки.
Михаил Григорьевич пытался не крыться от детей со своими делами. Наоборот, даже привлекал их к собственной работе. В детстве это было что-то наподобие вышеупомянутой записки. А когда дети стали взрослыми, то отец доверял им более серьезные дела. Так, Оксана заказывала и делала для отца копии разных исторических документов, когда ездила в свадебное путешествие в Армению, например, материалы о Нострадамусе. Но самым ярким проявлением доверия отца к детям является соучастие Владимира Ивасюка в написании романа «Баллада о всаднике на белом коне». А было это так.
Работу над романом Михаил Ивасюк начал еще в первой половине 70-х годов. Это должно было быть произведение о народном вожде Дитинке, всего один раз упомянутом румынским летописцем как «бандит, которому были подчинены Хотинский и Черновецкий поветы» в середине XVII столетия. Казацкая эпоха интересовала, привлекала Ивасюка, он хорошо знал движение опрышков на Галичине, знал о восстании под управлением Бойчука и Мухи… В его библиотеке были произведения Романа Федорова та Романа Иваничука. И ему не верилось, что в истории Буковины не было народного героя, который бы восставал против своих и иностранных угнетателей. Поэтому так заинтересовала его всего одна строка в работе официального румынского летописца. Под пером писателя он вырос в полноценный художественный образ. В 1978 году летом Михаил Ивасюк вместе с семьей едет в Пицунду, чтобы там закончить работу над произведением, которое нужно было сдать в издательство до 1 октября. Поехал с родителями и Владимир. Там, в Доме творчества писателей, было немало интересных людей, с которыми молодой композитор общался. Часто беседовал с Василем Сычевским, даже договорился о том, что Сычевский напишет для него либретто оперы. У Сычевского была машина, и он предложил Ивасюкам поехать на Рицу, где когда-то на собственной даче отдыхал Сталин. У Ивасюка-старшего были свои счеты с «вождем всех народов» — трудно забывались 7 лет на Печоре. Но потратить несколько дней на путешествие он просто не мог, так как составил четкий график работы, который не собирался нарушать. И тогда Владимир предложил свою помощь — в написании романа! Отец согласился! Он же знал, как сын любил историю, особенно казацкую эпоху. Несколько дней Володя с тетрадями и ручкой ходил на пляж, сосредоточено работая, а потом отдал отцу рукопись двух последних разделов романа. Он прекрасно «закрутил» сюжет, хорошо выписал эпизоды. И Михаил Ивасюк, «подогнав» написанное под свой стиль, спокойно перервал работу и таки поехал на Рицу. Написанный Владимиром раздел романа в обычной школьной тетради — один из самых ценных экспонатов в «Комнате родителей».