Инструментальная музыка

Если отнять у людей музыку, то они совсем одичают.
Владимир Ивасюк.

Инструментальные произведения Владимира Ивасюка, которые сохранились, — это фортепианная «Сюита-вариации на тему украинской народной песни «Сухая верба», «Сюита-вариации для камерного оркестра» (обе — 1977), три пьесы для фортепиано, «Осенняя картинка» — для виолончели, три пьесы для скрипки и музыка к спектаклю «Знаменоносцы» (1975). А в целом их было пятьдесят три.

Афиша «Знаменоносцев»

К сожалению, из спектакля «Знаменоносцы» сохранились лишь ноты фрагмента, который называется теперь «Мелодия» (использован в одноименном телевизионном фильме). В спектакле это тот момент, когда Шура Ясногорская узнает о гибели Брянского. Олесь Гончар был доволен музыкой и сценографией, которые придали спектаклю целостность. Благоприятные отзывы о музыке и спектакле в целом можно найти в журнале «Украинский театр» №3 за 1975 год.

А музыка, посвященная событиям второй мировой войны, была романтически-трагической, как судьба самого ее автора, поэтому люди воспринимали ту музыку не просто как реквием памяти о советском солдате, а и как реквием по самому композитору, которому судилась такая трагическая, неразгаданная и до сегодня судьба.

Не успел Володя завершить работу над партитурой кантаты «Ощущение единой семьи», заказанной Министерством культуры Украины на слова советских поэтов. Уцелели лишь либретто на стихи Павла Тычины и Максима Рыльского.

Работал Влодя и над оперой «Дарина» на историческую тематику. Это была бы первая в Советском Союзе рок-опера, оригинальное произведение из 30 песен-арий, рассчитанных на голос Софии Ротару. События сюжета разворачиваются во времена Киевской Руси, песней княгиня зачаровывает крымского хана и, таким образом, спасает из плена своего любимого мужа. Наверное, и музыка была уже написана, но композитор, имея феноменальную память, держал ее в голове, успел записать лишь либретто.

А впереди же было еще много замечательных сюит, опер, симфоний…