Жизненный путь
О нас в далеком лете,
Счастливых, будто дети…
Тропинки детства
Родился Владимир Михайлович Ивасюк 4 марта 1949 года в районном городке Кицмань Черновицкой области в семье учителей Михаила и Софии Ивасюков. Уже в три года он проявил огромное внимание к музыке, с любопытством наблюдая за репетициями учительского хора, на которые его часто брали родители. В 1954 году отец композитора вместе с другими жителями Кицмани добивается, чтобы в городке открыли музыкальную школу, и пятилетний Володя попадает в подготовительный класс филиала Черновицкой школы №1, где начинает овладевать скрипкой. А в 1956 году идет в первый класс средней школы. Он проявил незаурядные способности к игре на скрипке, его приглашают играть на местных смотрах художественной самодеятельности, на родительских собраниях, на концертах для рабочих и колхозников. За свою прекрасную игру Володя получает от земляков подарок — хорошую немецкую скрипку.
Учитель парня в музыкальной школе Юрий Визнюк уговаривает родителей продолжить музыкальное образование ребенка, и после окончания шестого класса Володя вступает в Киевскую музыкальную школу для одаренных детей имени Н. Лысенко. Но учеба и изнурительная работа над собою, проживание в общежитии далеко от родителей сказались на здоровье подростка и он, отличник, после первого семестра возвращается в Кицмань, где продолжает учебу в средней школе и музыкальной школе по классу фортепиано. В 1964 году Володя создает в школе ансамбль «Буковинка» и пишет для него свои первые песни, среди которых самая первая — «Колыбельная». Коллектив завоевывает победы на нескольких конкурсах самодеятельности, едет в Киев, там его замечают, приглашают на областное телевидение, награждают путешествием по Днепру. Что важно, песни юного композитора запоминаются, и вскоре к нему обращаются с просьбами выслать ноты и тексты песен.
Несмотря на занятия музыкой, дела в школе шли прекрасно. За несколько месяцев до ее окончания Володя — один из немногих претендентов на золотую медаль. Именно тогда случается бессмысленная случайность, которая вскоре породит столько жизненных трудностей и душевной боли. Во время прогулки по парку кто-то из ребят решил закинуть картуз на гипсовый бюст Ленина, что и было сделано. Осознав крамольность такого поступка, друзья решили снять картуз. Но кто знал, что бюст не закреплен? В ходе «операции» «вождь» падает, ребята попадают в милицию на 15 суток, открывается «Дело Владимира Ивасюка». Сразу встал вопрос об исключении из комсомола, изгнании из школы и лишения аттестата. Родители сделали все, что могли. Володя получил аттестат с четверками по истории СССР и обществоведения. Семья переезжает в Черновцы. Володя с блеском сдает экзамены в медицинский институт и его зачисляют на первый курс врачебного факультета. Радости не было предела, но кто-то сообщил о его «деле», и 31 августа 1966 года Владимира обвиняют в том, что он нечестным путем пробрался на лавы студентов, и при всех зачитывают приказ об исключении.
Юноша выдерживает этот удар и продолжает борьбу за свое будущее. Он направляется работать слесарем на завод «Легмаш». Когда профсоюзный деятель Леонид Мельник узнает, что Володя музыкант, то поручает ему создать и вести заводской хор. Вскоре этот хор начинает занимать ведущие места на смотрах художественной самодеятельности, на выступлениях ансамбля аккомпанирует сестра Володи Галя, хористы исполняют Володины песни. На волне вдохновения Ивасюк рискует и под псевдонимом Весняный посылает на конкурс к 50-летию Октября песни «Отлетали журавли» и «Колыбельная для Оксаночки». Получает первую премию.
Червоная рута — цветок надежды
Через год по рекомендации «Легмаша» Володя вступает в Черновицкий мединститут. Он всем симпатичен, его сразу же избирают старостой группы, приглашают в оркестр народных инструментов «Трембита», в камерный оркестр мединститута. После окончания третьего курса Володя начинает работать над песней «Червона рута». Хотя уже до того было много песен о загадочном зелье руте-мяте, именно «Червоной руте» судилось пленить столько сердец своей лиричностью и своим романтизмом. Когда Володя предложил показать «Червону руту» и «Водограй» в передаче украинского телевидения «Камертон хорошего настроения», выяснилось, что некому исполнить женскую партию, поскольку все разъехались на летние каникулы. Тогда пригласили обладательницу замечательного сопрано, учительницу музыкальной школы №1 Елену Кузнецову, и вместе с ней Володя в течение двух недель давал жизнь новой песне. И вот, 13 сентября 1970 года на Театральной площади Черновцов в присутствии тысяч черновчан и на глазах миллионной зрительской аудитории появилась замечательные песни — первый большой триумф молодого творца.
В 1971 году в Карпатах был снят фильм «Червона рута», в котором принимали участие София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, Раиса Кольца, ансамбли «Смеричка» и «Росинка». Это был первый украинский музыкальный фильм. В нем прозвучали песни Ивасюка, Дутковского, Скорика. В этом же году в передаче ЦТ «Алло, мы ищем таланты!» звучит новая Володина песня «Водограй», а «Червона рута» стает песней года на Всесоюзном конкурсе «Песня–71».
Весной 1972 года начинается львовский период в жизни Володи: он переезжает во Львов, где становится студентом подготовительного композиторского факультета Львовской консерватории и переводится на ІV курс Львовского медицинского института. Расширяется круг художественных знакомств. И работа, неутомимая работа. «Водограй» побеждает на «Песне–72». Володя создает песни: «Я — твое крыло», «Два перстня», «Словно стаи птиц», «Баллада о мальвах». Состоялась еще одно важное событие — его песню «Баллада о двух скрипках» спела молодая певица София Ротару, которая уже была известна как победительница Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии за исполнение народных молдавских песен. Со временем она исполнит много произведений Ивасюка, а в 1974 году с «Водограем» станет лауреатом фестиваля эстрадной песни «Сопот–74». Именно тогда впервые на международном конкурсе прозвучала украинская песня. О Володе очень много писала польская пресса, переводила и печатала тексты его песен.
1974 год в биографии Ивасюка отметился еще двумя моментами: его избирают делегатом ХХІІ съезда комсомола от Львовской области, в том же году он становится студентом отделения Львовской консерватории по классу композиции. Вместе с тем ему продолжают поступать письма из самых отдаленных городков и сел СССР — все хотят высказать свою большую и искреннюю благосклонность молодому таланту. Это добавляет Владимиру еще больше воодушевления. В 1975 году он пишет музыку к спектаклю по роману О. Гончара «Знаменоносцы» и завоевывает диплом первой степени. Однако, когда дело коснулось выдвижения кандидатуры Ивасюка на присуждение Шевченковской премии за спектакль, кто-то вычеркнул его фамилию. А потом сгорели декорации к спектаклю… Тогда же был снят фильм «Песня всегда с нами», в котором прозвучало шесть песен Ивасюка. Володя проводил очень много времени на съемках, поэтому пропустил немало занятий. Это стало причиной его исключения из консерватории. Об этой неприятности Володя не говорил никому, даже родителям. Пишет музыку к спектаклю «Мезозойская история» в Дрогобычском областном муздрамтеатре.
Через три года ценой огромных усилий он восстановился в консерватории в классе Лешека Мазепы. В издательстве «Музыкальная Украина» выходит сборник песен Ивасюка. София Ротару с песней Владимира «У судьбы своя весна» побеждает на фестивале «Сопот–77», а сам он работает над подготовкой пластинки-гиганта. Как вспоминает киевский звукорежиссер М. Дидык, право на пластинку-гигант имели лишь члены Союза композиторов, Володя же тогда был обычным студентом консерватории. Поэтому «гигант» дался нему очень тяжело, но когда он вышел, то разошелся вмиг. Наряду с всенародной любовью свое «внимание» демонстрирует «родная» партия. Секретарь парторганизации консерватории предлагает Владимиру написать заявление о вступлении в КПСС, тот отказывается. Но общественная жизнь продолжается. В 1978 году Владимир побеждает на всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве и получает дипломы ІІ степени за «Сюиту-вариации для камерного оркестра» и «Балладу о Викторе Хара». Львовская комсомольская организация собирает документы для выдвижения Ивасюка на присуждение премии имени Островского, его приглашают участвовать в работе жюри республиканского конкурса молодых исполнителей. Он дает интервью, о нем пишет пресса, его песни звучат на радио. Однако со спектаклем «Знаменоносцы» Ивасюк не попадает в число претендентов на премию Островского. Об этом он узнает в Хмельницком. А когда 24 апреля возвращается во Львов, то после какого-то звонка-вызова в обед одевается, идет к консерватории и больше не возвращается.
18 мая 1979 года тело Владимира Ивасюка нашли в военной зоне Брюховицкого леса недалеко от Львова.
Хоронили Володю 22 мая, в день, когда прах Великого Тараса перевезли на Украину. Дубовый гроб, который украсили веточками калины и вышитым рушником, люди отказались класть на автомобиль и на плечах несли от квартиры до самого Лычаковского кладбища. Это была невиданная в те годы процессия, это была акция непослушания власти, администрации, судебным обманам. Про место и время похорон нигде не сообщалось. Некролог появился только в одной газете, которая выходила малым тиражом — в «Львовском железнодорожнике». В ВУЗах именно на этот день назначили комсомольские собрания с обязательной явкой. Были даны указания не идти на похороны. Ни одного живого цветка не найти было во Львове, все они там — для Володи, последние живые цветы его последней весны.
Когда гроб плыл к Лычаковскому кладбищу и ливень цветов устилал последний его путь, тяжелыми шагами ступали по львовской мостовой десятки тысяч людей со всей страны, его истинные друзья и побратимы за время жизни и до сих пор. Из Волыни примчался Василий Зинкевич, из Киева прибыли Юрий Рыбчинский и Вадим Ильин, не стыдились слез Назарий Яремчук, Дмитрий Гнатюк и Николай Кондратюк, Игорь Билозир и Остап Стахив. Трио Маренич на венке написали:
Спасибо, друг, за любовь жгучую
к родной Украинской земле,
вовек твою «Червоную руту»
петь будут соловьи.
Впереди процессии шла в национальном костюме и несла на руках портрет Володи в миртовом венке дочка известного львовского художника Патыка — Оксана. Позади нее Назарий Яремчук вместе с Левком Дутковским нес большой венок живых белых цветов (это был «кавалерский» венок, поскольку Володя не был женат).
И когда гроб поставили возле ямы, все ждали какого-то мгновения: кто выйдет и скажет первое слово. Этот шаг сделал и первое печальное слово сказал Ростислав Братунь. Голос его постоянно дрожал и срывался, ощущалось, что хочет сказать то, что знают все, но еще не время. Когда закончил, тысячи мысленно поклонились ему за то, что не побоялся, не предал, не отступил. А это стоило Ростиславу Андреевичу должности председателя Львовской организации союза писателей и покоя до конца жизни. Своего побратима по перу поддержал всегда искренний Роман Кудлик. Выступление семьи Сичко закончилось тюремным заключением. Когда студенты консерватории запели «Слышишь, брат мой», был слышен не плач, а настоящее рыдание. Народ прощался со своим певцом, который честно и преданно служил ему.
После похорон от родных композитора отреклись, никто не заходил, началась страшная травля уже мертвого Владимира. Даже мертвому ему не могли простить его талант, ведь и мертвым он затмевал своим талантом живых. И в самом деле, его ненавидели живого, его боялись и мертвого. Могилу трижды поджигали, а однажды в июньский ливень горели цветы. Памятник, который выполнил Николай Посикира, прождал в мастерской 10 лет разрешения на установку. Но благодаря народу, его любви к творцу, могила круглый год в цветах, всегда святая. Почему? Поражают слова Лины Костенко: «Слава — это прекрасная женщина, которая на могилу цветы принесет».