Воспоминания

Игорь Бесараба

Игорь Бесараба был однокурсником Владимира Ивасюка. Он опубликувал несколько статей-воспоминаний о Володе.

Душа Украины

На военных учениях

Владимир Ивасюк — это жемчужина буковинского края, это незабываемая «Червона рута»

26 лет прошло с того дня, когда перестало биться сердце юного талантливого композитора. И хотя уже нет Володи среди нас, его песни вечно будут жить в сердцах и душах многих ценителей как в Украине, так и за ее границами. А песен он за свою короткую жизнь написал более сотни…

Мы учились с Владимиром Ивасюком на одном курсе Черновицкого медицинского института. Часто общались, вместе ходили на лекции, отрабатывали пропущенные занятия. Моим увлечением были туризм, природа, фотография, а мир Володиных мечт пленила музыка. У него это получалось легко, песни рождались в его душе вдохновленно, он творил по призыву сердца.

Вспоминаются прозаические эпизоды, короткие мгновения нашего с ним общения, которые словно фотографической вспышкой высветливают самые мелкие детали личности Володи. При встрече он почти каждый раз по-приятельски спрашивал: «Старик, как дела?». Всегда улыбался, с ним было очень легко и приятно общаться, вокруг него часто собиралась веселая компания, в его окружении было много интересных людей.

Володя пользовался заслуженным авторитетом на курсе, в институте не только среди буковинской молодежи, а и всей Украины, позднее его имя стало известным почти всему миру. Мне сказали, что «Червону руту» поют даже в Африке…

Вместе с Володей мы были на лагерных сборах в Новгород-Волынском. За месяц службы в мотострелковом полку мы овладели все премудрости военной науки. Володя был запевалой в нашей роте.

Солдатские будни протекали по установленному режиму. После подъема парни делали зарядку, выполняя физические упражнения — отжимание, подтягивание на перекладине и др. Володя имел хорошую спортивную форму и подтягивался не меньше 10 раз.

А среди нехитрых солдатских харчей часто подавали кашу, заправленную маргарином, о которой Володя с юмором говорил: «Так вкусно, но дома я такого бы не ел».

Вспоминается одно из учений на полигоне. Ориентирование на местности. Их проводил наш командир — Виктор Александрович Кобылин. Он поприветствовал нас на стрельбище и начал объяснять, где расположился враг, а где — свои, откуда неприятель, наиболее вероятно, будет наступать, и где необходимо установить ПТУСы (противотанковые управляемые снаряды), кого послать в разведку и т. п. Мы внимательно слушали своего опытного командира и восхищались его энтузиазмом в передаче нам тонкостей военного дела.

Но внезапно, минут через 10, мы услышали неожиданный свист пуль, которые пролетали над нашими головами. Мы с Володей стояли тогда рядом и почувствовали непреодолимый страх, казалось, кровь застывала в жилах, парни побледнели от ужаса. Инстинктивно мы присели и сгруппировались, чтобы уменьшить риск попадания под автоматную очередь. Даже у парней, которые служили давно, появился испуг на лицах. А полковник шутя спросил: «Ну что, испугались, орлы? Не бойтесь, пули пролетают высоко, и вас не зацепят».

Мы поняли позже, что командир отвел нас не туда, куда было нужно, из-за чего мы попали в эпицентр настоящей стрельбы. Со временем стрельба утихла, а с КП, который находился в километре-полтора, подняли красный флажок, и оттуда к нам на бешеной скорости, поднимая дорожную пыль, помчалась «летучка».

Через несколько минут с подножки «ГАЗ–069» спрыгнул молодой лейтенант и накинулся на нашего командира с руганью, мол, как он мог завести парней на стрельбище, ведь их могли убить и т. п. Только тогда полковник понял свою ошибку. Но с достоинством сделал замечание, чтобы лейтенант сохранял субординацию.

Бессмысленная опасность, которая была так близко, наконец-то отступила. Мы отошли оттуда подальше, а полковник, чтобы снять нервное напряжение, охватившее нас, рассказал анекдот и развеселил парней.

Со временем в полке расползлись сплетни об этом случае. Что же, в жизни и не такое случается. Но свист пуль над головой я забыть не в состоянии и до сегодняшнего дня…

После этого случая Володя даже сказал, что у него родилась идея написать песню о войне. Это как у В. Высоцкого, который, увидав замерзших альпинистов на леднике в Приэльбрусье, написал свою бессмертную песню о вершине.

Володя не расставался с гитарой. Там, где был он, всегда звучали веселые аккорды, рождались новые песни.

За время военных учений Володя, как и почти все мы, побывал и в наряде на кухне. Старшина выдавал нам старенькую, но чистую спецодежду. Помню, что Володе досталась драная «роба» с дырой на животе, из-под которой виднелась «тельняшка». На правой штанине — дырка для вентиляции. У меня был при себе фотоаппарат, я сделал снимок на память. Рядом с Володей Ивасюком стоит Владимир Пендела — в белом фартуке, с метлой.

Это уже история. Фотографии я отдал в музей Володи Ивасюка. Это память для всех нас.

Газета «Час»

Володя давал концерты даже в медпункте

На военных учениях

Я запомнил этого симпатичного парня с первых дней учебы в мединституте. В торжественной обстановке мы приняли клятву Гиппократа в зале Дома офицеров, а после этого был концерт. Объявили, что выступает первокурсник Владимир Ивасюк. Мы, первокурсники, неловко переглянулись, хотя еще не знали друг друга. Неужели среди нас присутствуют такие таланты?! Володя сыграл классическую пьесу на скрипке. Инструмент в его руках пел, говорил, плакал.

Наука ему давалась легко, он был очень активным. Выступал на всех концертах при участии Буковинского ансамбля песни и танца, принимал участие в КВН, активно занимался туризмом, не отставал на физкультуре. Он был спортивного телосложения, мог запросто десять раз подтянуться на турнике. Обливался холодной водой, утром бегал кросс. Но музыка — это было главное.

Володя умел сплотить коллектив. Часто заходил к нам в общежитие, и через каких-то 15–20 минут все знали, что среди нас есть Володя. Девушки старались в это время быть на кухне в красивом халате и лишний раз пройтись по коридору, чтобы заговорить с Володей или пригласить отведать студенческого кушанья.

Конечно, кто-то быстро находил гитару, и Володя превращался в настоящего артиста. Он играл классику, шлягеры и свои песни, которые быстро стали популярными.

Как у всех студентов, у Володи тоже были пропуски, связанные в основном с концертами. К нему не было поблажек, и приходилось со всеми сдавать отработки. Преподаватели его очень уважали. Только на одной кафедре у него была проблема — на кафедре физиологии, где его почему-то недолюбливал заведующий профессор Пахмурный. Поставил ему даже «двойку» на экзамене.

Незабываемы, конечно, лагерные сборы от военной кафедры на V курсе в Новгороде-Волынском. Повели в столовую, и мы впервые попробовали настоящей солдатской кухни — кашу на маргарине с черными ржаными сухарями, борщ или суп. Перед каждым стояла глубокая алюминиевая миска и ложка, было немного смешно — по команде сели, по команде встали — и в казарму.

Буквально за неделю по Новгороду-Волынскому и окружающим селам распространился слух, что в мотострелецком полку служит молодой композитор Владимир Ивасюк. И тут началось. К командиру полка и начальнику сборов Кобылину приезжали многочисленные делегации и умоляли отпустить Володю дать концерты в пионерских лагерях, колхозах, школах.

На первый концерт поехали два Володи — Ивасюк и Королюк (теперь работает врачом-травматологом). В пионерском лагере был настоящий фурор. Наших артистов не хотели отпускать. Володя Ивасюк почти все номера исполнял «на бис» и ставил свой автограф на пионерских галстуках. Однажды, когда Володя дежурил в медпункте, туда набилась масса народа, были все командиры взводов — курсанты училищ, солдаты срочной службы. Было где-то около полуночи, когда на шум в медпункте зашел наш суровый командир. Мы поняли, что сейчас будет буря, все встали. Командир покрыл нас армейским матом… Кричал: «Что это за бардак! Это кто здесь шумит во время отбоя?! Всем наряд вне очереди!» Но как только увидел, что в центре стоит Володя Ивасюк с гитарой, замолк и улыбнулся: «Наряд отменяется… Ну давай, как там, «Червону руту». Володя снова ударил по струнам, и «Червона рута» зазвучала как-то несмело, а потом все громче, припев пели уже хором.

Газета «Молодой буковинец»