Воспоминания

Елена Николаевна Кузнецова

Елена Кузнецова

Елена Кузнецова в Черновцах — местная знаменитость. Ей же посчастливилось прославиться тем, что именно она стала первой исполнительницей двух известнейших песен в СССР 70-х годов. Елена в дуэте с Владимиром Ивасюком спела на всю Украину «Червону руту» и «Водограй» перед многотысячной толпой на Театральной площади в Черновцах. Люди рассказывают, что, пока звучали песни, на соседних улицах остановилось автомобильное движение. После удачного дебюта ей пророчили блестящую каръеру, но Кузнецова посчитала, что лучше стать педагогом. Она работает в музучилище, обучает секретам вокального мастерства молодежь.

С «Рутой» в жизни

Во время нашего знакомства я окончила музыкальное училище, дирижерское отделение, и была солисткой ансамбля под руководством Леонида Затуловського при Доме учителя. Это мини-симфо-джаз. Предложение Володи спеть вместе меня не удивило. Он показал мне черновики мелодий «Червоной руты» и «Водограя», а чтобы получить завершенное произведение, надо сделать запись вдвоем. Когда я впервые услышала «Руту», то мне она понравилась сразу: это новый ритм, вместе с тем она построена на народном мелосе. Такой синтез показался очень интересным. Это была творческая работа двух начинающих: композитора и эстрадной певицы. Владимир романтик по характеру. Буковинская земля, где он родился, питала его душу и дала тот творческий импульс, который вылился в целую серию замечательных песен. Его мелодии проницательно-нежные, а тексты очень поэтичны. На Театральной площади (а это был прямой эфир передачи «Камертон хорошего настроения», в которой должна была звучать «Червона рута»), собралась толпа. Кто не вместился на площади, замерли перед экранами телевизоров. На следующий день весь город пел «Червону руту». Можно сказать, что мы проснулись знаменитыми. Все приветствовали Володю с успехом. Казалось, у него выросли крылья. Отблеск его славы достигал и меня.

Впервые звучит «Червона рута»

Мне больше запомнились не сами съемки, а процесс аудиозаписи песен на местной телестудии. Режиссер Василий Стрихович и Володя тихонько стучали в окошко, вызывая меня. Мой отец был очень недоволен, что приходилось работать ночью, когда освобождалась студия. Нам давали время с полночи до шести утра. В вокальном плане «Червона рута» сложная для исполнения. В особенности тяжело давалось «А-а-а-а» — это переходные ноты сопрано, а у меня меццо-сопрано. Поэтому приходилось петь фальцетом, брать инструментальным звуком, чтобы не было вибрации и не появилось эхо. Я пела первую партию, а Володя — вторую. У него был тенор. То есть, нам приходилось менять регистры. Песня «Водограй» значительно проще для исполнения в вокальном плане. Трудно сказать, почему «Червона рута» стала более популярной, чем «Водограй». Возможно, сыграло роль необычное название песни.

Сегодня я руковожу ансамблем «Маричка», который раньше возглавлял Степан Сабадаш и, подбирая произведения, каждый раз бережно отношусь к первоисточнику. В архивах нашла народную песню, записанную Владимиром Ивасюком «Шумит пшеница, как Дунай». Она буквально расписана для ансамбля. Стоит сыграть партитуру, и понимаешь, что лучше — уже не придумаешь. Прекрасная гармония. Зачем искривлять автора? Допустим, фортепианное представление — примитивно, но тут зависит от руководителя и его умения слышать в современном ритме: нужно немного подкорректировать, и этого достаточно. Я против того, чтобы основательно изменять фактуру мелодии. Это неэтично по отношению к композитору. Более того, я считаю, что молодое поколение должно знать первоисточник. Ивасюк за десять лет написал свыше ста песен. Каждый исполнитель может найти именно ту, которая ближе ему по духу.

Я не стала профессиональной певицей, хотя с Володей выступала не раз, в частности, в 1972 году в Москве на сцене Колонного зала Дома Союзов на концерте для делегатов съезда профсоюза медицинских работников. Но на его произведениях демонстрировали голоса София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук — петь лучше их очень сложно. Я считаю, что, взяв в репертуар песни Ивасюка, вокалист сдает экзамен на мастерство. Например, «Баллада о мальвах» удается очень немногим. Кроме голоса, надо иметь богатый вокальный и жизненный опыт. Я считаю эту песню вершиной творчества Ивасюка. Вот я рассказываю, а у самой мурашки по коже бегают. Музыка и текст баллады чрезвычайно влияют на эмоции слушателя. Сегодня автора, равного по мощности и таланту Ивасюку, я пока что не вижу.