Воспоминания

Трио бандуристок «Львовянки»

Трио бандуристок «Львовянки»’1973

Первые шаги трио начинались в 1973 году в Львовском музыкальном училище с сестрами Олей и Оксаной Герасименко и Кристиной Маковской (теперь Залуцкой). Но на несколько концертов Кристина не появилась, а трио уже стали приглашать на концерты, и девушки пригласили в трио однокурсницу Олю Войтович.

Самые плодотворные годы творчества для трио были с Олей Войтович и сестрами Олей и Оксаной Герасименко. У девушек были свои программы на Львовском телевидении. В то время они уже учились в Львовской консерватории им. Николая Лысенко, когда познакомились с Владимиром Ивасюком. В репертуаре трио было три песни, которые Володя дал им, чтобы записать для своих программ. Две из них прозвучали в телепередаче еще при его жизни. Это «Стоит пшеница, как Дунай» и «Даль». А третья — «Калина примороженная» — готовилась к следующей программе, но ее не судилось реализовать, ведь жизнь композитора трагически оборвалась… Песня прозвучала уже в программе трио «Звени, бандура!» на Львовском телевидении (трансляция произошла 23 октября 1979 года). Девушки стали первыми исполнительницами этих трех его песен. Володя сам сделал аранжировку, но не вмешивался в процесс записи. Как вспоминает одна из бандуристок: «Мы с ним несколько раз виделись, но нас он не очень-то поправлял. Ему сразу нравилось наше исполнение. Мы были тогда «на уровне». Он был очень скромный, несмотря на ту славу…»

Трио бандуристок «Львовянки»’1976

Начались поездки за границу: в Польшу, на протяжении октября-ноября 1979 года — во Вьетнам, в 1980 году — в Японию. В 1980 году Оксана выходит замуж, ожидает ребенка, в трио ей на замену приходит Светлана Олищук. И в 1981 в Испанию они поехали в таком составе: Оля, Оля и Светлана вместо Оксаны. В таком же составе трио едет в 1983 году в Германию. Но у Светланы Олищук голос не подходил для трио, поэтому ее заменила Люба Олендий. Вообще те годы были насыщены не только зарубежными, но и постоянными поездками по областям Украины и СССР в составе гастрольных студенческих бригад, поэтому трио всегда было задействовано и существовало в разных составах. В 1985 году в составе Оли Герасименко, Любы Олендий и Марии Вислоцкой трио едет в Эфиопию, в 1986 году — в Филиппины.

Последний состав трио был — Оля Войтович, Кристина Маковская и Оля Герасименко — один год, но репертуара было предостаточно. В таком составе в 1991 году они организовали себе поездку по США, где и записали материал для кассеты, которую позже фирма «Евшан» переделала в компакт-диск. На ней и записана песня «Стоит пшеница, как Дунай» в исполнении Кристины и двух Оль. Но наилучшее исполнение трио было в составе Оли, Оксаны и Оли. Как раз в этом составе записи трех песен Ивасюка сохранились на Львовском радио.

Пути участниц трио разошлись. В Америке в Сакраменто живет и выступает со своим мужем Юрием Оля Герасименко (теперь Олейник). Музыкантка и композитор Оксана Герасименко живет и работает в Львове, преподает бандуру в Львовском Высшем Музыкальном институте имени Лысенко. В 1999 году прошел сольный концерт к 25-летию ее творческой деятельности. Оля Войтович живет в Нерваке (США), иногда выступает со своим мужем Михаилом. Люба Олендий — в Нью-Йорке (США), поет в дуэте «Люба и Николай» и уже недавно праздновала 10-летие дуэта.

Самая старшая участница трио Оля Герасименко рассказывает:

«Помню концерт Ивасюка. Мы долго ждали Зинкевича. Он опоздал на студию, которая на «Высоком Замке» в Львове, потому что… мыл голову в гостинице — кажется, не было теплой воды — ну, это Львов… Мы ждали около часа. София Ротару тогда уже без Ивасюка вошла в славу и на тот концерт не приехала, хотя и была приглашена. Тогда работники говорили — «загонорилась».

Ивасюку понравилось наше исполнение на том концерте, и он дал ноты «Калины примороженной» и еще какие-то, но мы выбрали только ту «Калину…», потому что она нам больше всего понравилась.

После того, что случилось с Ивасюком, добрые люди посоветовали ничего ни с кем не говорить на эту тему, сами знаете, какие тогда были времена. Но похороны хорошо помню. Было солнце, и падал дождь — а это признак того, что человек не хотел умирать. Кто-то из его семьи (кажется, его мама) запел один куплет песни «Даль» тогда, когда хоронили его (бросали землю на гроб).

Мы были молодыми студентками, он был старше. Мы с ним много не общались, а больше — наш учитель и отец Василий Герасименко. Если с ним поговорите, то может он больше вспомнит».