Воспоминания
Виктор Евгеньевич Морозов
Виктор Морозов — один из известнейших украинских певцов и композиторов. Родившись 15 июня 1950 года в городе Кременцы на Западной Украине, он начал свою музыкальную карьеру в начале семидесятых во Львове. Виктор принадлежит еще к первой волне украинского биг-бита, создав в 1969 году свою группу «Quo Vadis», из которого через два года выросла «Арника». За песни, среди которых была «Панна Инна» на раннее стихотворение П. Тычины, и за рукописный литературный альманах Морозова отчислили с последнего курса университета. Обработки украинских народных песен «Чорная рилля, изоранная» и «Чорные глаза, как терен» сделанные музыкальным руководителем «Арники» стали классическими. Джаз-роковая сюита «Весна» — первое произведение в этом стиле в СССР. Тогда «Арника» — популярнейший ВИА Украины, и в 1973 году группу пригласили в филармонию. «Солнечный дождь» Алексея Экимяна прославил «Арнику» на весь Советский Союз. Но это не помешало цензуре сделать из нее очередную жертву притеснений украинских музыкантов.
В конце 1976 года Морозов оставил затравленную «Арнику» и с Иваном Поповичем создал новый ВИА «Ровестник». Через год их снова пригласили в филармонию — на место расформированного ВИА «Ватра». В 1979 году с почти полным составом «Ватры» Морозов переходит в «Смеричку». Благодаря этому Виктор имеет возможность тесно сотрудничать со многими известными певцами и композиторами, такими как Игорь Билозир, Оксана Билозир, Вика Врадий, Назарий Яремчук, Владимир Ивасюк и другими.
В апреле 1988 года Виктор Морозов стал одним из основателей и художественным руководителем театра-кабаре «Не журись!», в котором авторские песни объединялись с острой политической сатирой. Театр представлял зрителям песни, запрещенные Советским режимом. А 5 октября 1989 года во время спектакля «Повеял ветер степной» впервые публично со сцены Львовской филармонии исполнил запрещенный тогда национальный гимн «Еще не умерла Украина». Спектакль воспринялся людьми как откровение, ведь они впервые исполнили со сцены не только гимн, но и десятки запрещенных в то время стрелецких песен. Люди были настолько растроганы услышанным, что раз за разом срывались и слушали песни стоя, особенно такие, как «Ой, в луге красная калина», «О, Украина» и, конечно, «Еще не умерла Украина». Обком партии и КГБ были возмущены всем этим «безобразием», но вместе с тем они тогда были уже настолько растеряны и дезориентированы, что никаких особых притеснений и репрессий против артистов не было. Вместе с другими прозвучала песня «Стрелецкие могилы», посвященная также и Владимиру Ивасюку. Настоящим триумфом для «Не журись!» стала первая «Червона рута» 1989 года. В Черновцах Виктор исполнял песню «Черновцы» Костя Москальца о болезни облысения детей, «А вы меня похороните», посвященную памяти Владимира Ивасюка а также «Джульбарас» на поэзию Виктора Неборака. На фестивале в том году он завоевал первое место. Кроме того, в Черновицком университете устроили вечер памяти Ивасюка. Морозов спел на нем «А вы меня похороните» перед его портретом.
Виктор Морозов был знаком лично с Владимиром Ивасюком со времен «Арники», которая исполняла на концертах много его песен: «Только раз цветет любовь», «Колыбель ветра», «Баллада о мальвах», «Песня будет среди нас», «Я — твое крыло» и прочие. Но еще до «Арники» с «Quo Vadis» в 1971 году он сделал «тяжелую», как тогда говорили «биг-битовую», аранжировку «Червоной руты», которая тогда только набирала бешенную популярность. С этой песней «Quo Vadis» выступила на песенном фестивале «Львовская весна». В зале присутствовал Володя, который, собственно, переезжал тогда из Черновцов во Львов. Его представили публике, он встал и ужасно смутился, так как еще не привык к популярности. Это и была их первая встреча.
Позднее, когда Володя уже жил во Львове, они часто встречались и творчески сотрудничали. Ивасюк с уважением относился к музыкальным проектам «Арники». А когда в 1975 году Алексей Экимян решил написать несколько украиноязычных песен, так как считал это рецептом всесоюзной популярности (такой славой пользовались тогда песни Ивасюка), то он обратился именно к Володе, которого очень уважал, с просьбой найти ему исполнителей. Владимир тогда посоветовал Экимяну «Арнику», и они записали маленький альбом из четырех песен («Солнечный дождь», «Вишневая свирель», «Катерина» и «Долгая дорога»). Более того, когда во время записи, которая проходила в Киеве, группа почувствовала, что в одной из песен не хватает вокала, Володя к ним присоединился. Таким образом, в припевах песни «Вишневая свирель» вместе с голосом Виктора Морозова, а также голосами Вики Врадий и Владимира Васильева выразительно звучит характерный тенор Володи Ивасюка. Этот альбом под названием «ВИА «Арника» поет песни А. Экимяна» был издан в 1975 году фирмой «Мелодия».
Виктору Морозову навсегда запомнился еще один момент творческого сотрудничества с Владимиром Ивасюком. Это было во Львове в 1973 году, в Аптечном управлении, потому что ансамбль «Арника» был самодеятельным при львовском Аптекоуправлении, и там было фортепиано в зале. Володя был уже широко известным, «маститым» композитором, Виктор же только начинал компоновать собственные песни. И вот однажды Ивасюк вдруг предложил написать песню вместе! Он сказал: «Виктор, давай напишем вместе какую-нибудь песню!» Для Морозова это стало большой неожиданностью. Они в самом деле сели за инструмент и начали выдумывать разные музыкальные фразы — Ивасюк начинал, а Морозов старался добавить что-то свое. Понятно, что из этого эксперимента ничего не вышло, хотя у самого Володи из этих начальных музыкальных фраз со временем созрела песня «Кленовый огонь». Виктор долго не мог понять, для чего Ивасюку все это было нужно. И только намного позже, уже после гибели Владимира, понял, что таким образом Володя мягко, будто между прочим, помог ему почувствовать уверенность в своих силах. Ведь если Ивасюк, маститый композитор, призывал к сотрудничеству его, начинающего, значит, его творчество тоже чего-то стоит. Через всю свою жизнь Виктор пронес глубокую благодарность за такой блестящий педагогический прием.
К сожалению, со времен «Арники» сохранились лишь две песни Ивасюка, которые пела Вика («Только раз цветет любовь» и «Колыбель ветра»), но в очень плохом качестве — запись с концерта на неважный портативный магнитофон. А вот со времен «Смерички» сохранилась «Шляпа» в исполнении и аранжировке Виктора Морозова на альбоме «Смеричка». Нею Морозов выполнил идею о совместной песне. Когда он решил записать «Шляпу» Володи Ивасюка, то добавил уже свои фразы, которых не было в оригинале. Припев «Кап-кап-капелюх…» он добавил от себя. Именно этот вариант песни поют сегодня все исполнители.