Новости за 2008 год

Последние · Предыдущие


Март

22

Почтение дня памяти писателя Михаила Ивасюка

Почтение дня памяти писателя Михаила Ивасюка

5 февраля 2008 года в 12 часов возле мемориального музея Владимира Ивасюка собираются преподаватели и студенты филологического факультета Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича, работники библиотек, музеев, прессы и телевидения и едут на Руское кладбище к могиле Михаила и Софии Ивасюков, где зажигают свечки, возлагают живые цветы.

К присутствующим с поминальным словом обращается директор музея М. Лазарук. Он выражает благодарность всем присутствующим на могиле и дает слово начальнику управления культуры облгосадминистрации О. Савчуку, который говорит о том значении, которое играет в нашей жизни слово Михаила Ивасюка. Особенно следует отметить 5 книг писателя, изданных недавно в Черновцах к 90-летию со дня его рождения.

Слово предоставляется декану филологического факультета Черновицкого университета, профессору Борису Бунчуку, который знакомит присутствующих с основными жизненными вехами писателя и ученого, известными произведениями, научными работами.

Почтение дня памяти писателя Михаила Ивасюка

В музее на дне памяти и в презентации книг М. Ивасюка, изданных к его 90-летию, принимают участие дочь писателя Оксана Ивасюк, начальник управления культуры облгосадминистрации Остап Савчук, декан филологического факультета Борис Бунчук, заведующие кафедрами филологического факультета Владимир Антофийчук, Александр Попович, профессор университета Богдан Мельничук, заслуженный художник Украины Орест Криворучко, директор издательства «Букрек» Дарина Туз, работники областных библиотек, музеев, писатели, журналисты областных газет, радио и телевидения.

Мероприятие проводит директор мемориального музея Владимира Ивасюка Мирослав Лазарук. Он детально рассказывает об идее переиздания книги М. Ивасюка «Монолог перед лицом сына», говорит о принимавших участие в ее создании. Это — художник Орест Криворучко, дизайнер и верстальщик Нестор Бучко, корректор Елена Савчук. Музей нашел меценатские средства на издание этой уникальной книги, о которой постоянно спрашивают посетители музея. К уже известному тексту первого издания добавлено немалое количество иллюстративного материала, который существенно дополняет документалистику. Впереди — выход еще одной уникальной книги Ивасюка «В царстве прихвостней», печать которой была задержана не по вине музея. Не пройдет много времени и мы будем презентовать и эту книгу, уникальную по своему смыслу. Рассказывает она об очень сложном периоде в жизни писателя — отбытии наказания за незаконное пересечение румыно-советской границы осенью 1939 года. Роман существенно дополнит наши знания об этом периоде в жизни Ивасюка.

Далее директор приглашает к слову докторанта филологического факультета, дочь писателя Оксану Ивасюк:

«За работу над этой книгой отец взялся сразу после трагической гибели сына. В этом была большая необходимость. Ведь тогдашние советские органы безосновательно предъявили обвинение Володе в самоубийстве. Были запрещены его песни. Делалось все, чтобы очернить, стереть из человеческой памяти честное имя композитора. Отцовская книга должна была поведать всем правду об очень чесном, добросовестном, самоотверженном человеке. Думаю, ему это удалось. И то, что книга выдержала повторное издание, лишнее свидетельство этого. Отец пошел простым путем, использовал все материалы, которые имел под руками: записи дневников, воспоминания, газетные и журнальные публикации. Он всех подряд заставил писать воспоминания. Моя сестра Галина специально приезжала к нам из Львова, сидела и писала под пристальным надзором отца.

Книжка «В царстве прихвостней» тоже скоро увидит мир. Публикация в «Буковинском журнале» фрагментов имеет хорошую огласку. Выход этой книги ожидают и она займет достойное место в нашей литературе».

Почтение дня памяти писателя Михаила Ивасюка

Ведущий приглашает к слову Остапа Савчука: «Уважаемые друзья, мне особенно приятно сегодня принимать участие в презентации этой книги. Ведь я вырастал вместе с Володей. Мы ходили в одну музыкальную школу. У меня есть что вспомнить о тех незабываемых временах. Эта книга может служить своеобразным учебником и для учителей, и для родителей воспитания талантливых детей. Ивасюки были исключительно обдарованными педагогами. Все их дети играли на разных музыкальных инструментах, пели, увлекались литературой, особенно поэзией. Только посильная общая работа родителей и детей дала значимые результаты — Владимир Ивасюк стал не просто известным и любимым композитором, он стал нашим светочем. Его песни никогда не померкнут».

Богдан Мельничук: «Мне приходилось писать о Михаиле Григорьевиче более двух десятков раз. Прошлогодняя публикация в львовском журнале «Звон» мне особенно дорога. Она получилась глубокой, хорошо проиллюстрированной. Мне очень памятны вечера, когда Михаил Ивасюк рассказывал мне, как работал над новым романом «В царстве прихвостней». Я с увлечением слушал его рассказ. С нетерпением жду выход этой книги. Относительно юбилейного задела издателей, то это, бесспорно, очень отрадный факт. Но все мы мечтаем хотя бы о пятитомном издании Ивасюка. Издали же С. Пушика в Ивано-Франковске шеститомником в семи книгах, а Тараса Мельничука — в Коломии трехтомником в четырех книгах».

Николай Рачук, писатель: «Род Ивасюков на Буковине отыгрывал всегда очень заметную роль в развитии края. Здесь, где сейчас находится музей, всегда был центр украинской интеллигенции, которая объединялась вокруг этого имени. Мудрый совет, теплое родительское слово, поддержка звучали из уст писателя и ученого Михаила Ивасюка. Об этом мы всегда должны помнить и приходить сюда, как на призыв судьбы».


Март

22

Результаты проекта «Выдающиеся буковинцы»

В десятку выдающихся буковинцев по результатам реализации просветительского интерактивного проекта попали выдающийся композитор Владимир Ивасюк, писательница Ольга Кобылянская, певец Назарий Яремчук, режиссер и актер Иван Миколайчук, писатель Юрий Федькович, певица София Ротару, спикер Арсений Яценюк, известный чешский архитектор Ёзеф Главка, заведующий кафедрой Института журналистики Киевского нацуниверситета, глава Фундации имени митрополита Илариона (Огиенко) Николай Тимошик и немецкий поэт Рафаэль Целан.

Как сообщил пресс-секретарь Черновицкого представительства ВОО «Гражданская сеть “ОПОРА”» Юрий Хорунжий, проект «Выдающиеся буковинцы» носил просветительский характер и имел целью определить список выдающихся буковинцев, которые осуществили весомый вклад в историю, культуру, науку, экономику края и принесли славу Буковине.

Опрос проводился на сайте www.press.cv.ua. Кандидатуры в список выдающихся буковинцев подавались в течение месяца, а само голосование началось 17 декабря и завершилось 15 января. Базу данных выдающихся буковинцев формировала не администрация информационного ресурса, а посетители. Всего в список было предложено 32 кандидатуры. По результатам голосования было определено 10 буковинцев, которые набрали наибольшее количество голосов:

  1. Владимир Ивасюк
  2. Ольга Кобылянская
  3. Назарий Яремчук
  4. Иван Миколайчук
  5. Юрий Федькович
  6. София Ротару
  7. Арсений Яценюк
  8. Ёзеф Главка
  9. Николай Тимошик
  10. Рафаэль Целан

Во вторую и третью десятку попали следующие имена известных в истории Буковины личностей: композитор, писатель, культурный деятель Сидор Воробкевич, актриса Сиди Таль, писательница Ирина Вильде, писатель Иосиф Бург, космонавт Леонид Каденюк, поэт Михай Эминеску, певец Иво Бобул, украинский общественно-политический деятель, посол УНР в Швейцарии и представитель ЗУНР в Вене Николай Василько, спортсмен Иван Гешко, певец, композитор Павел Дворский, мэр Черновцов Николай Федорук, народный предводитель Лукъян Кобылица, артист Ян Табачник, писатель, переводчик Мирча Лютик, поэт, общественный деятель Моисей Фишбейн, журналист Данил Яневский, скульптор, врач Афанасий Шевчукевич, поэт Дмитрий Загул, ректор медицинского университета Василий Пишак, поэтесса Зельма Меербаум-Айзингер, писатель Владимир Бабляк, народный учитель Иван Бажанский.

Как сообщил представитель сайта Назарий Тимощук, существует предварительная договоренность с местными музеями, которые носят имена победителей, о почтении персон из первой десятки в виде символических Грамот, которые будут размещены в экспозициях этих музеев.

По материалам сайта Западной информационной корпорации


Апрель

14

Празднование дня рождения Владимира Ивасюка

В мероприятии 4 марта приняли участие сестра Володи Оксана Ивасюк, первый заместитель председателя облгосадминистрации Виктор Павлюк, начальник управления культуры облгосадминистрации Остап Савчук, главный редактор газеты «Черновцы», поэт Василий Бабух, заведующий литературно-мемориальным музеем Ольги Кобылянской, поэт Владимир Вознюк, учители школ области, работники областных учреждений культуры, журналисты газет, радио и телевидения.

Присутствующие просмотрели кадры киноленты «Жизнь моя — оборванная струна».

Директор музея М. Лазарук сказал о значении творчества Владимира Ивасюка в наши дни, о том, как музей готовится в следующем году отмечать 60-летие со дня рождения и 30-летие трагической гибели гениального украинского композитора и 20-летие фестиваля молодых украинских исполнителей «Червоная рута».

Празднование дня рождения Владимира Ивасюка

Прозвучала песня «Кленовый огонь» в исполнении студентки Черновицкого училища искусств имени С. Воробкевича Марты Бабинчук.

Об истории создания и авторстве слов этой песни рассказала хранитель фондов музея Наталия Мороз:

История песни «Кленовый огонь» довольно интересная. В архиве мемориального музея Владимира Ивасюка хранится автограф Володи с первым куплетом и припевом:

Сребноперой стрелой
Время из дали куда-то летит
Осень снова на нас с тобой
Сыпет краски деревьев вершин.

И сегодня, как когда-то я,
Дал тебе кленовую листву.
В руках принес как пламя
О далекой осени воспоминание.

Припев:

Не гаси огонь
Крыльями ладоней,
Заплету себе в волосы
Вспышку листьев — нашу осень.
Не гаси огонь
Крыльями ладоней.

Помогал в доработке песни Мирослав Воньо. Во время записи этой песни Владимиру Ивасюку сказали, что она слишком короткая и надо ее дополнить. Таким образом завершил «Кленовый огонь» Юрий Рыбчинский.

Приобщился к написанию песни и отец Володи. Когда услышал эту песню в исполнении Софии Ротару написал в письме от 17 марта 1974 года к Володе:

«“Кленовый огонь” — красивые строфы, красивое название. В припеве нельзя говорить: «Не гаси огонь крыльями ладоней». Ладони, пяты, икры, колена, пальцы и ногти не имеют крыльев и не могут иметь даже в самой модерной поэзии. Это звучит для моего уха, как «Подари мне Карпаты, подари и нес курносый, подари тещу, подари дождь и хвисту»… Крылья нельзя применять в противопожарном деле. Вообще этого слова надо избегать — оно уже такое заезженное, что даже неэстетично звучит в строфе. Лучше будет: «Не гаси огонь холодом ладоней». Просто выразительно и поэтически грамотно».

София Ротару от Владимира Ивасюка получила роскошный подарок. В Розтоках на Буковине в 1975 году снимался фильм «Песня всегда с нами». Среди шести песен, которые исполнила талантливая певица в этом фильме звучал и «Кленовый огонь».

В 1976 году Володя сдает в издательство «Музыкальная Украина» сборник песен, в который входит и песня «Кленовый огонь». И не смотря на то, что эту книгу просто перечеркнул в издательской рецензии композитор Игорь Шамо, первый сборник, как пишет Михаил Ивасюк «вышел в мир благодаря здравому смыслу и порядочности работников издательства “Музыкальная Украина”».

Долгожданной для Владимира Ивасюка была пластинка-гигант «Песни Владимира Ивасюка поет София Ротару», которая вышла почти одновременно с книгой во всесоюзной фирме «Мелодия».

Слова и музыку песни «Кленовый огонь» почитатели творчества Владимира Ивасюка со временем нашли и в журнале «Украина» в сентябре 1977 года».

Празднование дня рождения Владимира Ивасюка

Василий Бабух: «Мне повезло работать с Володей над одной из лучших его песен «Мир без тебя». Это послужило для меня большим уроком в дальнейшей творческой деятельности. Композитор имел замечательную мелодию. Нужны были содержательные слова. Я написал стихи и предложил Ивасюку. Текст понравился ему, и мы еще долго вместе работали над ним, пока Володя не благословил песню в мир. Сам Владимир был очень требовательным ко всему: и к музыке, и к текстам, и к исполнителям. Сегодня редко можно встретить такого творца. Но разве творец прекрасного может быть другим?»

Владимир Вознюк: «Я уже не раз выступал в музее. И не боюсь повториться, так как для меня в самом деле остаются незабываемыми те счастливые мгновения работы с Володей. Во многом ему оказывал содействие отец. Именно он и познакомил нас. Сперва стихи к музыке Ивасюка должен был писать его и мой приятель Николай Коломиец. Но у него почему-то не пошла работа. Тогда за дело взялся я. Володя одобрительно отнесся к моему тексту, в котором кое-что изменил. Песня, по моему мнению, обречена жить очень долго. Ее исполняют различные исполнители. Их исполнение запоминается.

Я даже не так давно использовал название этой песни для сборника интимной лирики. И не прогадал, так как книга получила хороший резонанс».

Празднование дня рождения Владимира Ивасюка

Оксана Ивасюк: «Я искренне признательна всем, кто сегодня собрался в музее. Это все, кто не просто уважает имя Ивасюка, это еще и пылкие почитатели украинской песни. Наследие Володи, в самом деле, немалое, хотя и прожил он всего тридцать лет. И хорошо, что музей инициирует новое издание произведений Ивасюка, куда войдут не только его эстрадные песни, а и инструментальное наследие, которое частично только недавно издали в Дрогобыче. И это только начало большого и ответственного дела».

Остап Савчук: «Мы должны многое сделать к юбилеям Володи Ивасюка. Уже есть договоренность с министерством культуры, что фестиваль «Червоная рута» в юбилейный год будет проходить именно в Черновцах. Сделаем все для того, чтобы он в конце концов получил постоянную черновицкую Прописку.

А сегодня приглашаю всех присутствующих принять участие в творческом вечере в областной филармонии, посвященном дню рождения нашего незабываемого Владимира Ивасюка».

Светлана Кобевко прочитала стих-посвящение Владимиру Ивасюку.


Апрель

14

Выставка к 90-летию со дня рождения Сильвестра Яричевского

В последний день марта в мемориальном музее Владимира Ивасюка открылась выставка, посвященная 90-й годовщине со дня смерти Сильвестра Игнатовича Яричевского (1871–1918) — писателя, неутомимого труженика на просвещенский ниве, общественного деятеля, «сеятеля светлого, благородного», как назвал этот человека исследователь его творчества, побратим по перу Михаил Григорьевич Ивасюк.

Выставка к 90-летию со дня рождения Сильвестра Ярычевского

Почтить его память пришло немало людей. С почтительным словом к двум писателям выступили директор мемориального музея В. Ивасюка Мирослав Лазарук, преподаватель кафедры истории украинской литературы Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, профессор Богдан Мельничук, кандидат филологических наук, поэтесса Инга Кейван, режиссер спектакля С. Яричевского «Ловы на ловцов», заслуженный деятель искусств Украины Василий Селезинка. А поэзии писателя декламировал ученик 6 класса СШ №22 Василий Демчаков.

Выставка состоит из двух разделов: «Сеятель светлого, благородного…» и «Возвращение из забвения». В первом разделе представлены материалы, касающиеся жизненного и творческого пути С. Яричевского. Это и некоторые фотографии городов и городков, где учился и работал писатель, а также раритетные издания произведений, в частности, сборника новелл «На волнах жизни» (1903) и «Между тернями и цветом» (1905), поэтический сборник «Ангел-убийца» (1908), в который помещены 6 баллад, очерк «Франц Прешерн — величайший словенский поэт. Жизнь и произведения» (1902), поэтическая сказка «Горемир» (1906), историческая драма «Начало конца» (1913).

Второй раздел представлен материалами исследования творчества С. Яричевского М. Г. Ивасюком. Здесь есть воспоминания дочери Софии Яричевской и переписанная ею автобиография отца, фотографии той же автобиографии и произведения С. Яричевского «Поэзия, где ты?», а также фотография, на которой семья Ивасюков с Софией Сильвестровной возле ворот Черновицкого университета. Есть еще немало отзывов о диссертации, которая также представлена в экспозиции, и немало других материалов.

Выставка к 90-летию со дня рождения Сильвестра Ярычевского

Продолжительное время творчество С. Яричевского, уроженца г. Рогатин, что на Ивано-Франковщине, не привлекало внимание критиков и литературоведов. И лишь во второй половине 60-х годов прошлого столетия основательно исследовал жизненный и творческий путь Сильвестра Игнатовича старший преподаватель кафедры украинской литературы Черновицкого университета им. Ю. Федьковича, писатель Михаил Григорьевич Ивасюк. К слову, со временем к его творчеству обратилась Магдалина Ласло-Куцюк — доктор филологических наук Бухарестского университета. Благодаря ей издан двухтомник произведений писателя.

Сильвестра Игнатовича хорошо знал еще отец Михаила Ивасюка Григорий. Ведь с сентября 1904 года писатель преподавал в Кицманской гимназии, был руководителем хора общества «Боян», выступал с концертами в окружающих селах и Черновцах. О нем он много рассказывал своему сыну Михаилу. И уже через десятилетия он обратится к творческому наследию этого незаслуженно забытого писателя и справедливо оценит ее.

Настойчиво работая над своей диссертацией «Писатель-демократ Сильвестр Яричевский. Жизнь и творчество» Михаил Григорьевич полностью отдавался работе, интересовался самыми мелкими фактами его жизни, отыскивал раритетные издания произведений, немало работал в Львовской библиотеке, фотографировал всяческие материалы, которые касались писателя, даже старался разыскать людей, которые знали и помнили Сильвестра Игнатовича, состоял в переписке с ними. Но больше всего, наверное, помогла исследователю дочь писателя — София, которая предоставила немало ценных материалов и информации. Она собственноручно переписывала Михаилу Ивасюку ненайденные и неопубликованные произведения ее отца и присылала их, делилась воспоминаниями. Между М. Ивасюком и С. Яричевской завязались искренние дружеские отношения.

Под руководством доцента кафедры украинской литературы Л. М. Чернеця М. Ивасюк завершил работу в 1971 году в Черновцах и защитил уже в Одесском университете в 1972 году. Кандидатская диссертация состоит из вступления, четырех разделов, где рассматривается жизненный путь С. Яричевского, его поэзии, прозы, драматургии, выводов и списка использованной литературы. Но, кроме этого, научный работник опубликовал еще немало интересных научно-исследовательских статей о писателе, в частности «Между терням и цветом» («Советская Буковина», 1968 год), «Сеяльщик светлого, благородного…» («Советская Буковина», 1971 год), «Честный голос творца» («Советская Буковина», 1989 год), «Поэзия красоты и прогресса» («Черновцы», 1991 год), «Говорить народу и за народ» («Зоря», 1991 год) и много других и не только на украинском языке, а и молдавском, которым с блеском владел. Эти статьи представлены в экспозиции. Известно также, что Михаил Григорьевич готовил однотомник произведений Сильвестра Яричевского. В фондах мемориального музея В. Ивасюка есть часть материалов и письмо в издательство «Карпаты» (1969 год), но неизвестно, почему этому однотомнику не удалось попасть в руки читателей.


Июнь

11

Почтение дня памяти Владимира Ивасюка

Почтение дня памяти Владимира Ивасюка

Каждый миг отдаляет нас от того тревожного майского дня, когда в Львове при 50-тысячном собрании людей весь мир провожал в последнюю дорогу нашего славного земляка. В следующем году мы будем отмечать уже 60 лет со дня его рождения и 30 — со дня похорон. Этот день совпадает еще и с днем перезахоронения Великого Кобзаря. Каждое поколение по-своему выбирает для себя как Шевченко, так и Ивасюка. Можно сказать, что с годами популярность, а значит, и влияние на нашу молодежь творчества гениального автора «Червоной руты» только возрастает. Но мы должны заботиться и о том, чтобы к людям шла не только его эстрада, а и классическая, инструментальная музыка.

Директор музея пригласил всех присутствующих возложить цветы к мемориальной доске Владимира Ивасюка и в музее просит минутой молчания почтить память выдающегося творца.

Почтение дня памяти Владимира Ивасюка

«Тяжело и сегодня вспоминать о том весеннем дне, — говорит Оксана Ивасюк. — Каждая деталь, все сохраняется в памяти. Много трагического было пережито, особенно нашими родителями. Им было особенно тяжело. Ведь после, так называемых, поисков брата властью, сработало еще и телефонное право, которое запрещало исполнять его песни в теле- и радиоэфире, публиковать их на страницах газет и журналов. Но это не только не повредило посмертной популярности Володи, а еще больше раздувало славу и уважение среди людей. Ведь его песни звучали всегда и везде. У нас есть кем и чем гордиться. И очень большое дело делает музей, собирая людей, чтобы сказать о брате слово памяти, побуждать к новому исполнению его произведений».

Владимир Вознюк к шестисотлетию Черновцов издает книгу, в которой будут посвящения обеим Ивасюкам. Одно из них прочитал и в музее.

Петр Гоць был знаком с Владимиром Ивасюком еще с 1971 года. «Как много с того времени воды утекло, — вспоминает гость, — а я все так же восхищаюсь его творчеством, которое вдохновляет меня на написание новых стихов. Вот только что я издал новый сборник, основу которого составляют посвящения Володе, его семье, друзьям. А называется он «Лепестки “Червоной руты”». Я хочу, прежде всего, подарить ее музею и семье. Остаюсь самым отданным почитателем гениального творчества Владимира Ивасюка».

Почтение дня памяти Владимира Ивасюка

Мария Наголюк, которая приехала в Выжницу после Львова, и много кто отговаривал ее от этого направления, сразу влюбилась в этот край, в его песни, особенно Володи Ивасюка и Левка Дутковского. И когда Володя начал приезжать на репетиции ансамбля, участницам ансамбля «Смеричка» даже становилось страшно. Он всегда был самотребовательным. Хотелось с ним сотрудничать.

«Светлое имя Володи Ивасюка вычеканено в наших сердцах, — сказала Дарина Яремчук. — Назарий очень гордился дружбой с Владимиром. Он написал замечательные воспоминания, которые показывал мне еще при жизни. А потом они были напечатаны в книге, посвященной памяти уже Назария Яремчука. Большие то были потери, но не напрасные. Ведь творчество Ивасюка и ныне течет полноводной рекой, омывает и будит тех, кто охладевает к родной песне».

Почтение дня памяти Владимира Ивасюка

Раиса Кольца вспомнила, как в позапрошлом году вместе с музеем в Новоселице провели замечательное мероприятие, посвященное отцу и сыну Михаилу и Владимиру Ивасюкам. Оно имел большой резонанс. Это как раз тот пример, что со временем к настоящему творчеству только прибавляется, а не отнимается.

Настоящим песенным подарком для присутствующих были песня Владимира Ивасюка «Я еще не все тебе сказал» в исполнении молодого оперного певца Тодора Пановского, аккомпанирование Юрия Василенко (лауреат конкурса «Странствующий музыкант») и музыкальная композиция «Странствующий музыкант» от ансамбля областного дома учителя.

В самом деле, Ивасюк и ныне с нами своими песнями, всем творчеством, которое, к сожалению, еще не до конца изучено.


Июнь

12

Открытие выставочного зала мемориального музея В. Ивасюка при участии Ярослава Пасичанского к Международному дню музеев

Экспозиция резчика Ярослава Пасичанского

Искусство первой половины третьего тысячелетия должно отличаться от того, которое существовало вчера и десять лет назад. Над этим задумываешься, просматривая персональную экспозицию заслуженного художника Украины Ярослава Пасичанского, которая недавно открылась в новом художественном салоне мемориального музея Владимира Ивасюка в Черновцах. Творец отмечает свое 65-летие и 40-летие творческой деятельности. Юбилеи уважительные. Но дело не в них, а в том, как чувствует себя резчик на пороге третьего тысячелетия. Что нового привносит он своими изысканными блюдами, пластами, сундучками, приветственными адресами и сакральными символами в день сегодняшний? Не чувствует ли себя посетитель выставки в музее старобытностей?

На эти и много других вопросов исчерпывающий ответ дает новая импреза очень изысканных резных произведений. На ней побывали воспитанники Черновицкого высшего профессионального художественного училища № 5, будущие резчики, для которых великий мастер провел своеобразный мастер-класс. Глаза их были не просто круглыми и большими, а зачарованными. Ведь увидеть подобное не так часто случается в жизни. А еще когда можно расспросить о тонкостях гуцульской резьбы, о подготовке дерева, о других секретах творчества из первых уст, то в самом деле можно всем сердцем припасть к вековечному.

Экспозиция резчика Ярослава Пасичанского

Гуцульская резьба, рассказывает Ярослав Иванович, имеет очень глубокие вековые традиции. В мире не существует даже подобных аналогов. Почему? На это пусть дают ответ историки-искусствоведы. Легче сказать о ее уникальности. Кто живет высоко в горах, иногда просто не имеет возможности спускаться в долины, чтобы приобрести какую-то простую бытовую вещь, не говоря уже о духовной. Поэтому гуцул берет дерево и резец, вытачивает заготовку, скажем, посуды или топора, или трубку, прежде всего не для интерьера, а для ежечасного пользования. Это уже на следующем этапе он видит красоту в своем изделии, истоки собственной духовности. Традиции резьбы на Гуцульщине да и Буковине складывались веками. Каждый мастер привносил что-то свое, присущее только ему. Я. Пасичанский родом из села Средний Березив, что на Прикарпатье. Учился в Косовском техникуме прикладного искусства. Среди его учителей — известные мастера резца, которые тоже в свое время заимствовали знание и умение у таких знаменитостей, как Шкрибляки, Девдюки, Корпанюки. Отсюда и глубокая привязанность Ярослава Ивановича к традиционной гуцульской резьбе. Но он, как и каждый мастер, обогащает ее своими духовными достояниями, присущими только ему.

Примечательные в этом плане его работы блюдо «Танец Аркан», приветственные адреса «Государственники», сундучок, подаренный Папе римскому Ивану Павлу ІІ. Они отличаются как раз потому, что автор приносит свой колорит, использует нетрадиционный элемент вместо орнамента, человеческие фигурки, которые придают произведению новаторское звучание. Вообще же, его резьбе присущи такие черты, как глубокая лиричность, даже нежность, патриотичность, о чем свидетельствуют уже сами названия произведений («Подсолнухи», «Мальвы», «Фиалка», «Георгины», «Рапсодия»…). Пасичанский часто обращается к государственной символике, удачно вплетая ее в орнаменталистику произведения. Он же одним из первых на профессиональном уровне обратился и к сакральной тематике. Существует в его коллекции и, так называемая, миниатюрная резьба, которую осматривать, а тем более без лупы, невозможно. Это, кажется, наивысший пилотаж «сухой резьбы», на которую отваживается далеко не каждый даже титулованный мастер. Композиционные пласты, особенно «Цветок надежды», который продолжительное время экспонировался в мемориальном музее Владимира Ивасюка, поражают глубиной проникновения в патриотичные темы, что вообще является новаторством в резьбе.

Экспозиция резчика Ярослава Пасичанского

Сегодня Ярослав Пасичанский, наверное, один из самых заметных резчиков в Украине. Его произведения хранятся в десяти музеях, в том числе — Папы римского в Ватикане и частных коллекциях нашего государства, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Австралии, Израиля.

Около двух десятков лет назад, когда впервые писал о творческом заделе Ярослава Пасичанского, начинал с того, что в моем селе на Прикарпатье еще возле одного сельского дома гордо высится старая груша-дичка, в которую внимательным взглядом вглядываются резчики. С того времени много воды убежало в наших реках. Груш не стало больше, скорее их существенно стало меньше. Некоторые из них начали жить другим жизнь — стали художественными произведениями, другие сгорели или истлели в горниле неумолимого времени. Но как выразительно и чисто звучат ныне грушевые рапсодии в людских домах, выставочных залах, украшают интерьеры, приносят наслаждение. Почему рапсодии? Потому что никакие силы не лишат гуцульскую резьбу народных мелодий и темпоритмов, потому что в каждом произведении оживает гордая и непокоренная душа гуцулов и буковинцев, закодированная в символах и приземленных вещах резного произведения. В третьем тысячелетии ценность его еще больше возрастет, так как создает ее человеческая рука, а не компьютер или что-то другое, лишенное чувств и эмоций творца. Так прислушаемся же к грушевым рапсодиям, лелеем в себе большую любовь к творчеству, которое вытекает из души народной. И жизнь наша будет становиться, в самом деле, бесценной и прекрасной.


Октябрь

12

Закрытие выставки Ярослава Пасичанского

Закрытие экспозиции резчика Ярослава Пасичанского

В выставочном зале Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка закрылась персональная экспозиция известного резчика, заслуженного художника Украины Ярослава Пасичанского. В творчестве Ярослава Ивановича практически нет проходных произведений. Все они вытворены удивительно талантливо, с вознесенным настроением.

Одна из его работ декоративный пласт «Цветок надежды» была создана в 1991–1993 годах. Художник отобразил в ней символ борьбы за независимость Украины — «Червоную руту», которая расколола своими дающими жизнь лучами гранитные времена тоталитаризма. Еще в 1990-х годах это произведение привлекло внимание работников мемориального музея Владимира Ивасюка, который тогда только создавался. Так работа попала в экспозицию музея на выставку «Красная песня на все голоса». Но позже она вернулась в мастерскую художника. А нынче, во время закрытия персональной выставки, художник Ярослав Пасичанский решил подарить декоративный пласт музею в знак благодарности за организацию экспозиции и пропаганду украинского искусства.

К сожалению, сегодня мы довольно редко констатируем подобные факты. Тяжелое материальное положение украинских музеев не позволяет покупать то, что нам необходимо. Поэтому не грех еще раз поблагодарить тех творцов, которые жертвуют культурным организациям свои произведения. Немного ранее скульптор Иван Салевич подарил нашему мемориальному музею свою работу «Памяти Владимира Ивасюка». Во время открытия выставочного зала музея член Национального союза художников Украины Василий Шевчук подарил тарель, посвященную 600-летию Черновцов. В следующем году мировая общественность будет отмечать 60-летие со дня рождения гениального композитора Владимира Ивасюка. Возможно, именно после нее наши фонды снова пополнятся произведениями, достойными остаться в стенах любимого многими украинцами музея.


Октябрь

19

Открытие выставки «“Червоная рута”: рецепция»

Открытие выставки «“Червона рута”: рецепция»

Мало существует таких песен, как «Червоная рута», история создания которых является последовательной и подробной. Кажется, нам все о ней известно. В 1967 году доцент Черновицкого университета Анатолий Романович Волков подарил своему коллеге Михаилу Григорьевичу Ивасюку на его юбилей сборник «Коломийки» известного этнографа, литературоведа Владимира Гнатюка. Сын писателя, студент медицинского института Владимир Ивасюк прочел в ней о красной руте, начал искать еще упоминания в фольклоре, нашел немало легенд и, наконец, создал песню, которая впервые прозвучала 13 сентября 1970 года в программе «Камертон хорошего настроения», которая транслировалась с Театральной площади Черновцов на всю Украину. Исполняли песню в сопровождении ансамбля «Карпаты» певица Елена Кузнецова и сам автор. А далее начинается история славы и популярности. В 1971 году снимается музыкальный фильм «Червоная рута», песня попадает в хитовую программу «Песня–71», где ее исполняют Василий Зинкевич, Назарий Яремчук и сам автор — Владимир Ивасюк в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра ЦТ под руководством дирижера Юрия Силантьева. В 1973 году взяла для своего первого альбома песню «Червоная рута» София Ротару. Такое же название имел и ее ансамбль, с которым она гастролирует.

Все эти события многим хорошо известны, интересны и важны, но достаточно ли мы представляем масштабы популярность песни «Червоная рута»?

Чтобы рассказать об этом, 12 сентября 2008 года в мемориальном музее В. Ивасюка была открыта выставка и проведено мероприятие под названием «“Червоная рута”: рецепция». Собственно, слово «рецепция» латинское, пришло из римского права сначала в философию, а сейчас его используют и в литературознавстве и искусствознании. Означает оно «принятие», «усвоение», то есть повторение, в этом случае, произведения в его главных чертах на своей самостоятельной основе. А что «Червоная рута» имеет много различных вариантов исполнения, напоминать не нужно.

Первый, наиболее аутентичный, классический — исполнение ансамбля «Смеричка» под руководством Л. Дутковского, солисты В. Зинкевич, Н. Яремчук. Отсюда все началось, распространилось, взорвалось! Кстати, первую запись на пластинку тоже сделала «Смеричка» в 1971 году.

В общем, рецепцию можно разделить на два этапа. Первый — более классический, образцовый. На выставке экспонируется маленькая пластинка российского певца Олега Ухналева, популярного в ту пору. В частной коллекции Владимира Ивасюка были записи некоторых его песен. Ухналев сохранил аутентичный вариант, добавив, возможно, некоторые элементы камерного пения. Так же и София Ротару сохранила классический вариант. А вот польская группа «Но То Цо» уже совсем иначе исполняет «Червоную руту». На выставке есть их пластинка, переизданная в Советском Союзе в 1973 году. Аранжировка руководителя Ежи Кшеминского сделана в стиле «Хеви рок». Своеобразное исполнение группы «Но То Цо» начало «роковое» направление исполнение этой песни. «Червоную руту» пели даже на Кубе. Журнал «Украина» (1974, №49) сообщает, что певица Нерейда Наранхо взяла ее в свой репертуар.

На выставке можно прочитать статью Василия Бабуха «“Червоной руте” повинуются сердца» («Советская Буковина», 1 мая 1972 г.), где рассказывается о чрезвычайной популярности произведения. Действительно, это был его «триумфальний марш» по миру.

В 1989 году в Черновцах состоялся первый музыкальный фестиваль «Червоная рута». С тех пор можно начинать второй, современный этап рецепции песни. Молодежная музыка сейчас расцвела разнообразием стилей, направлений, движений: рок, поп, диско, техно, рэп и т. д. Модернизированные варианты Софии Ротару и Таисии Повалий сочетаются с продолжением «роковой» традиции, например, группы «Червона Рутта». Или интерпретация Богдана Титомира, сделанная для фильма «Старые песни о главном». Певица Анна Лев сделала рэп-версию, на которую не каждый положительно откликнется.

Другие исполнители — группы «Рио-де-Жанейро», «Фата Моргана», дуэт «Не пара» поют в разных стилях, но пытаются сохранить аутентичную первоверсию «Червоной руты», подойти к ней осторожно и с уважением. Немного «бардовскую» манеру использовал Тарас Чубай с друзьями. Если, например, чешский певец Павел Лишка исполняет песню в переводе на чешском языке, то остальные исполнители, в частности российские, всегда пели только на украинском языке.

Стоит вспомнить популярного певца Валерия Меладзе, который в нескольких интервью говорил, что на своих концертах он всегда поет «Червоную руту». Выставка предлагает прочитать одно из этих интервью.

Итак, сколько исполнителей, столько и версий. Но основное — другое. Время течет, а песня «Червоная рута» остается свежей и молодой. Она бессмертна, пока мы поем, слушаем, любим ее. Она действительно стала символом нашего народа и страны.


Октябрь

19

Фотовыставка «Черновцы 366/600»

Выставка фотографий к 600-летию Черновцов

В выставочном зале Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка 1 октября 2008 года состоялось открытие выставки фотографий, посвященной 600-летию города Черновцы. Свои работы подготовила фотостудия «Другое измерение». Выставка имеет название «Черновцы 366/600». В работах зафиксирован юбилейный год города Черновцы и главные герои фотографий — черновчане.

Фотостудия «Другое измерение», объединение творческой молодежи, была создана в мае 2006 года и насчитывает примерно 20 членов. Эта выставка — первая, поэтому ответственная и важная. Представлено всего 46 фотографий, все они черно-белые и имеют жанровый, бытовой характер.

Выставка фотографий до 600-летию Черновцов

Руководитель выставки Сергей Ахременко рассказал о своих друзьях. Оказалось, что фотография Марина Бринзило, где зафиксировано наводнение нынешнего июля, была признана мировым информационным агентством «Рейтер» лучшей фотографией информационного дня. Участники студии Л. Акимова, И. Пероган, М. Бринзило рассказывали о своем творчестве и говорили, что для каждого художника главное, чтобы его работы видели. Поэтому они благодарили работников музея В. Ивасюка за предоставленную возможность сделать интересную выставку. На открытии присутствовали представители масс-медиа, много гостей. Все были в восторге от работ С. Ахременко, Л. Акимовой, И. Перогана, С. Семергы, М. Бринзило, Е. Вишневского, бывшей сотрудницы музея Л. Зиневич. Еще долго после открытия выставки зрители обсуждали увиденное. Книга отзывов наполнялась отзывами.


Октябрь

24

Встреча с сестрами Тельнюк

В гостях у творческой гостиной сестры Тельнюк

9 октября 2008 года в литературно-художественной гостиной «В семейном кругу», которая традиционно проводится в Мемориальном музее Владимира Ивасюка, состоялась встреча с известным песенным дуэтом «Сестры Тельнюк». Дуэт создан в 1986 году. Интересным является момент духовного единения с Черновцами. На фестивале «Червоная рута» в 1989 году Галина и Леся Тельнюк стали дипломантами.

Работниками музея была подготовлена выставка «Феномен, который невозможно разгадать…», где представлены материалы о жизни и творчестве дуэта.

Между гостями и присутствующими зрителями завязалась дискуссия, в которой приняли участие: народный художник Украины Ярослав Пасичанский, актер Назарий Стригун, сестра композитора Оксана Ивасюк, племянник Михаил Павлюк, бывший начальник управления культуры Корнелий Саинчук, заслуженный деятель искусств Украины Василий Селезинка, работники культурных учреждений, журналисты радио и телевидения, интеллигенция. Отвечая на многочисленные вопросы, певицы не уставали рассказывать о своих достижениях и планах. Сестры были тронуты гостеприимством, которое царит в семейном доме прославленного композитора.


Декабрь

6

Прошел 6-й конкурс чтецов стихотворений Михаила Ивасюка

VI конкурс юных чтецов

24 ноября 2008 года ко дню рождения писателя Михаила Ивасюка в областной библиотеке для детей состоялся 6-й конкурс юных чтецов. Конкурс провели в 2-х номинациях: стихотворения Михаила Ивасюка из сборника-посвящения «Элегии для сына» и стихотворения-посвящения Владимиру Ивасюку. В конкурсе приняли участие 23 ученика общеобразовательных школ и гимназий города, ученики школы с. Банилив-Подгорный и студентка 5 курса экономического факультета Черновицкого национального университета. Читали в национальных костюмах, под сопровождение музыки и аплодисменты аудитории. Алина Назаришин прочитала стихотворение, которое посвятил Владимиру ее отец.

Жюри оценивало умение очаровать магией слова слушателей. «Дети выступали эмоционально», — делятся члены жюри. Елена Заичкова, директор областной библиотеки для детей, отметила: «Каждый ребенок пропустил через себя стихотворения. Это отчаяние отца, который потерял сына, жизнь-смерть, тонкая грань, и какое понимание они показали, от 2 класса до 5 курса». И действительно, возрастных или тематических ограничений конкурс не имел. Так, в номинации «Стихотворение-посвящение Владимиру Ивасюку» I место заняла Пухальская Анна, ученица 11 класса СОШ № 34, II место — Шевченко Вероника, ученица 8 класса СОШ № 22, III место разделили Черепюк Владимир, ученик 8 класса школы с. Банилив-Подгорный и Гончар Елизавета, ученица 2 класса гимназии № 2.

А в номинации «Стихотворения Михаила Ивасюка из сборника “Элегии для сына”» I место завоевала пятикурсница экономического факультета ЧНУ Марина Скинтей, II место разделили Демчаков Василий, ученик 7 класса СОШ № 22 и Шудровска Марина, ученица 11 класса СОШ № 20, III место — Мирош Екатерина, ученица 6 класса школы с. Банилив-Подгорный.

Самым молодым участником конкурса был ученик 2-го класса гимназии № 2 Чапайкин Никита, который произвел незаурядное впечатление на жюри, которое вручило мальчику поощрительный приз. Никого не обидели, все получили грамоты и подарки. «Книги — самое дорогое сокровище», — убеждены члены жюри. Именно поэтому их и вручили победителям, чтобы слово Ивасюка и дальше распространялось по миру.


Декабрь

6

Почтение памяти Михаила Ивасюка

Презентация книги «В царстве прихвостней»

25 ноября около музея собираются представители общественности и едут на Русское кладбище, где возлагают цветы, ставят свечи к памятнику Михаилу и Софии Ивасюкам. В этом году к собравшимся обратились писатели, директор Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка, Мирослав Лазарук, заведующий литературно-мемориального музею Ольги Кобылянской Владимир Вознюк, кандидат филологических наук Виктор Косяченко, писатель Виталий Колодий. Они подчеркнули весомость и актуальность творчества Ивасюка. Об этом ярко свидетельствуют изданные в течение последнего года книги, в частности и роман «В царстве прихвостней», который презентовали впоследствии в музее.

Презентацию новой книги Михаила Ивасюка начал директор Мирослав Лазарук: «Наконец-то ныне происходит событие, которого все мы давно ожидали, как ожидал его и сам автор. Так давайте же порадуемся новорожденному ребенку, как сделал бы это Михаил Григорьевич».

Работа над книгой не была простой. Фактически писатель не успел ее оставить нам в законченном виде. Существовало несколько содержаний романа в новеллах, написанных Ивасюком. Вместе с Оксаной Ивасюк выбрали самое оптимальное. Все работы выполняли в музее, то есть печатали, расшифровывали не всегда понятный почерк автора, отыскивали из отдельных листков завершение новелл, редактировали, осуществляли корректуру и тому подобное. Словом, было над чем посидеть. Потому что писал Михаил Григорьевич очевидно где-то в начале 90-х, незадолго до своей кончины, когда уже подводило здоровье, подступала болезнь. Но книга в таком виде, дополненная прекрасным предисловием нашей землячки, известной писательницы Софии Майданской, оригинальным рисунком портрета отца самого Владимира Ивасюка, должна произвести незаурядное впечатление на современного читателя. Оформлял обложку художник Владимир Гиндич. Материальную поддержку оказала областная государственная администрация.

«Да, действительно, книга непростая. Ее можно было издать немного быстрее, но конец девяностых годов был чрезвычайно неблагоприятным для подобных инициатив, — говорила Оксана Ивасюк. — Поэтому это дело отложили. Но и в настоящее время никто не назовет книгу запоздалой. Потому что идет речь в ней о вечном, о самом страшном лихолетии прошлого века — ужасных сталинских репрессиях против украинского и других народов. Тут срока давности не существует. Много чего при жизни отец нам просто не рассказывал, потому что прекрасно понимал, что за подобную информацию можно было понести суровую ответственность в советские времена. Хотя наша мама прямо говорила нам о голодоморе 30-х годов на Большой Украине. Отец же о своем «визите» в Печорлаг в ту пору не осмеливался нам рассказывать. Писать стал он эту книгу в начале 90-х. В ней очень метко переплетен пережитый кошмар, то есть документальные факты, с художественной правдой. Не нужно путать ее с художественными приемами, потому что их роль играет приведенный фактаж, который не просто поражает, а потрясает. Но Михаил Григорьевич во всех ситуациях оставался сельским интеллигентом. И ничего не могло затмить его духовные фундаменты. Поэтому и царство прихвостней проявляется таким отвратительным и никчемным».

Ми долго рассуждали, оставлять ли в тексте слишком часто употребляемое слово «рабы» относительно людей, которые несправедливо несли наказание. Но оно как раз оказалось ключевым. Сталин возродил рабство в «стране процветающего социализма» на одной шестой планеты в ХХ веке. Что может быть ужаснее и отвратительнее?!

«Еще когда я готовил статью об Ивасюке для «Буковинского журнала» в 1992 году, я встречался с писателем, — вспоминает Богдан Мельничук. — И он, кстати, рассказал мне один из эпизодов, который впоследствии прочитал в разделе романа «Ледяная лихорадка». Мне еще не приходилось читать всего романа, но из тех фрагментов, которые печатались в разных изданиях, поражает все: и фактаж, и его подача. А в первую очередь — мужество и стойкость героя, то есть самого участника и очевидца молодого Ивасюка. Книга достойно продолжит все то, что до сих пор написано об украинизированной политическими узниками Сибири».

«Я действительно одна из не многих, кто успел полностью прочитать презентованную книгу, — говорила на презентации Екатерина Мищенко, которая помогала вычитывать книгу. — Скажу только одно: мне очень трудно будет взяться во второй раз за ее чтение. Слишком поражающая история жизни очень деликатной, высокоинтеллигентной личности. Только по воле Господа выжила она в том сталинском аде. Но читать такие произведения о долях людей обязательно нужно, чтобы не черствели души тех, кто этого не пережил».

К презентации книги работники музея подготовили выставку «Сила, которую нельзя согнуть…». Здесь впервые можно увидеть уникальные материалы, в частности, диплом Михаила Ивасюка об окончании гимназии, с которым он прошел все семь лет печорлагов, фотографии с Александром Шульдером, врачом, который многократно спасал жизнь будущего писателя и гостевал у семьи Ивасюков в 1963 году, письма, другие документы, которые существенно дополняют все то, о чем можно прочитать в презентованной книге.


Декабрь

15

Встреча с Борисом Бунчуком

Встреча с поэтом Борисом Бунчуком

10 декабря 2008 года в Мемориальном музее Владимира Ивасюка состоялась встреча с поэтом Борисом Бунчуком в проекте «Самые известные ученики Михаила Ивасюка».

Михаил Григорьевич Ивасюк был учителем, руководителем литературной студии им. С. Будного при Черновицком национальном университете им. Ю. Федьковича, ближайшим советчиком поэта. В свое время, благословил его в неповторимый мир поэзии предисловием к первому сборнику «Входчины».

Работниками музея развернута выставка «Еще истина одна, еще вера есть в слова…», на которой представлены редкие фотографии, интересные материалы, вырезки из газет.

Ведущая мероприятия — младший научный работник Елена Савчук ознакомила собравшихся с творческой наработкой поэта Бориса Бунчука, отметила весомое значение слова писателя и преподавателя М. Г. Ивасюка в судьбе молодого поэта. В настоящее время Борис Иванович Бунчук — известный украинский поэт, автор трех поэтических сборников, лауреат всеукраинских литературных премий, профессор, декан филологического факультета ЧНУ им. Ю. Федьковича.

В гостиной звучали стихотворения в исполнении школьников Федора Москаленко, Василия Демчакова и самого автора.

Приглашенные гости — заместитель начальника управления культуры и туризма Остап Савчук, поэты Виталий Колодий, Василий Васкан, Оксана Довгань, народный художник Украины Ярослав Пасичанский, Дарина Яремчук в теплой и искренней атмосфере желали Борису Бунчуку талантливых последователей, всевозможных благ и долгой творческой жизни.